Ви є тут

Методология выбора новых клеевых материалов для дублирования музейных тканей : На примере шерсти

Автор: 
Качанова Ирина Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000231389
179 грн
Додати в кошик

Вміст

/2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введе ниє.................................................<Г:Г
1.1. Постановка задачи.......................................?...
1.2. Актуальность темы.......................................?___
1.3. Методы исследований.........................................
1.4. Научная новизна.........................................А...
1.5. Практическая ценность работы и ее реализация...........
1.6. Публикация и апробация.................................
2.Обзор существующих проблем в реставрации музейных тканей..
2.1. Основные факторы, влияющие на сохранность музейных тканей^2
2.2. Проблемы, возникающие при дублировании музейных тканей с помощью мучного клея................................................./Ґ
2.3. Проблемы, возникающие при дублировании музейных тканей с помощью синтетических клеев...........................................#
2.4. Проблемы, возникающие при разработке новых клеевых материалов из-за отсутствия критериев качества дублирования и единых методик исследования.................................................А?
2.5. Выводы. Определение направлений исследований по выбору новых материалов для дублирования музейных шерстяных тканей и оценке их качества с целью создания новых методов реставрации.............М
3. Анализ структуры шерсти применительно к проблемам реставрации шерстяных музейных тканей......................................./9.
3.1. Постановка задачи необходимости исследования структуры шерстяных музейных тканей..............................................
3.2. Особенности строения и состава шерсти применительно к задачам реставрации шерстяных тканей..................................>#Т
3.3. Особенности химического состава шерсти................і/..
3.4. Физико-механические свойства шерстяных нитей и тканей применительно к задачам реставрации..................................*£
3.5. Выводы...................................................
3
4. Влияния света на музейные ткани и разработка методики ускоренного искусственного старения.........................................
4.1. Влияния света на сохранность шерстяных музейных тканей..
4.2. Обоснование выбора режима ускоренного искусственного старения (УИС).............................................................
4.3. Описание расчета ускоренного старения.........................ft
4.4. Сравнение тенденций старения шерстяных тканей в естественных условиях и при искусственном воздействии УФ облучением ?f
4.5. Выводы........................................................60
5. Разработка системы критериев для оценки качества дублирования шерстяных музейных тканей............................................f(
5.1. Необходимость экспертного метода выбора показателей качества клеевого дублирования музейных тканей.......................*/.
5.2. Описание статистической обработки субъективных экспертных оценок для определения объективной шкалы показателей качества дублирования...............................................................#
5.3. Выводы........................................................66
6.Экспериментальные исследования по выбору оптимальных клеевых материалов для дублирования музейных шерстяных тканей....................£9
6.1. Описание методики проведения эксперимента и объектов исследования................................................................69
6.1.1. Описание методики проведения эксперимента..................63
6.1.2. Выбор и описание клеевых материалов. Анализ дублирования (1 этап)............................................................9.о
6.1.3. Выбор и описание исследуемых шерстяных тканей.............ff
6.1.4. Подготовка объектов исследования...........................fß
6.2. Приборы и методы исследований.................................ЯО
6.3. Анализ результатов экспериментов (2 этап).....................2/
6.3.1. Исследование внешнего вида сдублированных шерстяных
тканей (критерий Хд)....................................................
6.3.2. Исследование прочности склеивания и жесткости сдуб-
Часто использование самого традиционного способа (укрепление иглой) бывает невозможно из-за ветхости и хрупкости ткани, когда прокол иглы и протаскивание нитки ведут к разрушению не только ткани, но и самого волокна. Кроме того, выполненная штопка нередко искажает истинную фактуру ткани, так как превнесение нового материала на ее поверхность ведет к изменению внешнего вида реставрируемой ткани, рисунка ее переплетения 1921.
Для клеевого дублирования в настоящее время используют натуральные и синтетические материалы. Применение натуральных клеев для укрепления музейных тканей в отечественной реставрации практикуется более ста лет. Впервые, в 1861 году натуральным клеем, основу которого составляли мука и желатин, были сдублированы на тюль знамена в Оружейной палате Московского Кремля и в Артиллерийском историческом музее г.Санкт-Петербурга.
2.2. Проблемы, возникающие при дублировании музейных тканей с помощью мучного клея
На основании накопленного опыта в 1960 году на Всесоюзном совещании по консервации и реставрации музейных и художественных ценностей известным Ленинградским ученым и реставратором К.Н.Семеновичем была предложена методика реставрации тканей путем наклейки их на тюль, изложенная в его книге [683. Тогда же были сделаны и первые попытки оценить влияние клея на старые ткани. В текстильной лаборатории Института советской торговли испытывались ткани с целью выяснения - что дает их пропитка и наклейка на новое основание. Испытания проводились на одном из занавесей Зимнего дворца, предположительно относящимся к 60-м годам прошлого столетия. Из этой ткани было вырезано пять образцов, один из которых использовался в качестве контрольного, а остальные были наклеены на тюль и укреплены раствором желатина в концентрации от 0,5 до 2%. Образец N1 - контрольный. Образец N2 - проклеен 0,5% раствором желатина; N3 - наклеен на тюль мучным клеем; N4 - наклеен на тюль мучным клеем и пропитан 0,5% желатина; N5 - наклеен ка тюль и пропитан 2% раствором желатина. Наклейка производилась мучным клейстером, приготовленным по следующему рецепту: мука пшеничная - 3%; спирт - 10%; глицерин -
2%; тимол (антисептик) - 0,25%, взятые по отношению к 1000 мл дистиллированной воды. Полоски ткани испытывались на динамометре Шоп-пера. Оценка велась по изменению крепости и удлинения ткани С683.
лг
Из анализа полученных данных автором были сделаны выводы, что после наклейки и пропитки крепость ткани резко возрастает, также как и удлинение (за счет умягчения волокон) [68].
Однако, как показывает опыт наблюдений за отреставрированными памятниками, оценка пригодности этого метода, сделанная лишь на основании изменений механической прочности проклеенной ткани и прочности склеивания, проведенная к тому же без учета динамики изменений проверяемых показателей во времени, недостаточна.
К сожалению, очень скоро из практики реставрации стало ясно, что предложенный для дублирования музейного текстиля мучной клей теряет свою эластичность, становится хрупким и ломким, способствует пересыханию тканей и очень часто является причиной их разрушения.
В шестидесятые годы у нас в стране были сделаны попытки улучшить качества мучного клея путем введения в него некоторых компонентов органических растворителей. В работе сотрудника Государственного Эрмитажа Н.Н.Максимовой приводится рецептура и технология приготовления смеси пшеничного клейстера с органическими растворителями и раствором полибутилметакрилата (ПБМА), оценивается его пригодность с точки зрения изменения структуры пленки клея [52]. Автором приводятся микрофотографии, на которых видно, что мучной клей дает неравномерную пленку со множеством трещин. Эмульгированный же, после испарения растворителей и воды приобретает мелкозернистую структуру, состоящую из частиц сухого клейстера, связанных частицами ПБМА, с большим количеством пустот, образовавшихся на месте капелек растворителя. При этом крупинки рассеивают свет и придают клеевому слою матовость и белизну. Далее в работе оцениваются некоторые свойства клеев после проведения искусственного теплового и светового старения: 75 часов пребывания образцов в термостате при температуре 100°С и 102 часа облучения под лампой ПРК-4. Проведенные исследования показали, что эмульгированный клей сохранил свою эластичность и белизну, легко удалялся при увлажнении, в то время как мучной клейстер после старения пожелтел и покоробил образцы.
Автор данного исследования одним из первых у нас в стране попытался оценить новый метод по видимым изменениям ткани, происходящим во времени. Однако, приведенных в работе данных явно недостаточно для оценки пригодности метода, т.к. ничего не говорится о поведении самого реставрируемого материала, об изменениях именно его>з структуры.