2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................3 - 12
Глава 1. Экологический туризм в контексте концепций культурного наследия, экологии культуры и музейного дела.....................13 - 74
1.1. Категория культурного наследия в теоретико-методологическом дискурсе........................................................13 - 43
1.2. Экология культуры как детерминанта развития экотуризма в предметном
поле культурологического музееведения...........................43 - 74
Глава 2. Экологический туризм в Бурятии: состояние, проблемы и перспективы развития 75 -149
2.1. Характеристика природных и культурных ресурсов экологического туризма в Республике Бурятия 75 - 111
2.2. Проблемы сохранения наследия и перспективы его использования в
организации экологического туризма в регионе...................111 - 149
Заключение 150 - 158
Библиография 159 - 166
Приложение № 1
Приложение № 2
Актуальность темы исследования. Одной из самых насущных проблем современности является новая, по сути дела, беспрецедентная в истории развития общества и культуры проблема отрицательных воздействий техногенной цивилизации на естественную природную среду.
На целом ряде международных форумах, (Стокгольм, 1972г.; Рио-де-Жанейро, 1992 г.; Йоханнесбург, 2002 г.) в докладах членов «Римского клуба» и «Комиссии Брундтланд» был сделан вывод о том, что современная цивилизация должна пересмотреть курс своего развития, придав экологической составляющей приоритетный характер [33]. Таким образом, вопросы сохранения природы, бережного отношения к природному наследию, как никогда ставятся серьезно, последовательно и масштабно. В этой связи актуализируется роль науки вообще и гуманитарного знания в частности в разработке комплексного подхода к решению проблем, связанных с природой, человеком, обществом и его культурой.
Экологический туризм, целью которого является не только удовлетворение познавательных интересов к ценностям природы, но и к вопросам сохранения природного наследия, в этом плане находится в ракурсе данной проблематики.
Актуализирующим фактором избранной темы диссертационного исследования является и то, что в основополагающих документах ЮНЕСКО, законодательных актах Российской Федерации и региональных органов государственной власти придается исключительно большое внимание проблеме всемерного сохранения природного и культурного наследия. Международную значимость приобрела эта проблематика по отношению к озеру Байкал, который является объектом мирового наследия. Важно подчеркнуть, что в этих документах природное и культурное наследие рассматривается как неразрывное целое, особенно по отношению к заповедным и охранным зонам [12].
задачами, которые ставятся теми или иными исследователями-теоретиками или специалистами-практиками.
Как было отмечено выше, существует множество определений культурного наследия. В качестве точки отсчета используем общепринятое определение, изложенное в Конвенции ЮНЕСКО по защите всемирного культурного наследия, принятой в Париже еще в 1972 году. В ней под «культурным наследием» понимаются:
- памятники: архитектурные сооружения, монументальной скульптуры или живописи, элементы или структуры археологического происхождения, наскальная живопись и надписи, пещерные жилища, а также объекты, имеющие комбинацию данных черт и представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
- ансамбли: группы изолированных или объединяющих строений, которые вследствие своей архитектуры, своей гомогенности (однородности) или своего места в ландшафте и связи с пейзажем;
- достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, (подчеркнуто нами З.Ч.) а также зоны, представляющие значительный интерес для истории, искусства и науки [52].
В Основах законодательства о культуре от 9 октября 1992 года культурное наследие народов Российской Федерации определяется как «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития, самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию». При этом под культурными ценностями в «Основах...» понимаются наряду с нравственными и эстетическими идеалами, нормами и образцами поведения, языками, диалектами и говорами, национальными традициями и обычаями, фольклором, художественными промыслами, произведениями искусств, результатами научных исследований, имеющими историко-культурную значимость зданиями и сооружениями, уникальные в историко-культурном
отношении ландшафтные территории и объекты, (подчеркнуто нами -
З.Ч.)
С нашей точки зрения, данные определения может быть и удобно применять для определения внутреннего содержания феномена культурного наследия и для утилитарных целей, связанных с правовыми и имущественными отношениями, но они, к сожалению, не отражает роль и место культурного наследия в современном мире.
Вряд ли следует забывать о том, что этот феномен представляет собой, прежде всего, сложную социокультурную систему, подчиненную синергетическим законам, активно взаимодействующим с природной средой, пространством и временем и несущую определенную меняющуюся во времени и пространстве информацию. Наследие органично входит в систему культуры, являясь, с одной стороны, одной из аксиологических характеристик и способов рассмотрения самой культуры, как системы ценностей, а, с другой стороны - ее своеобразной «памятью». Именно
ч-'
наследие лежит в основе информационных кодов, которые обеспечивают «производство», накопление и передачу информации, накопленной человеческой цивилизацией. Таким образом, возникает система взаимосвязей в триаде культура - наследие - информация, функционирование которой и позволяет воспроизводить и совершенствовать достижения культуры для новых поколений человечества.
Подчеркивая значимость информационной составляющей наследия М.Е. Кулешова отмечает: «Наследие можно рассматривать как
информационный потенциал, ■ запечатленный в явлениях событиях, материальных объектах, и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям» [52]. Информационно-временной аспект в определении понятия наследия выделял также и академик Д.С. Лихачев в своем проекте «Декларации прав культуры». Он понимал под ним форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества [32]. При этом он четко выделял две его
- Київ+380960830922