ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................3
ГЛАВА I . РОЛЬ И МЕСТО ИТАЛИИ В ФОРМИРОВАНИИ
ХУДОЖНИКА..............................21
ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ГЮБЕРА РОБЕРА В ВЫСТАВКАХ
ПАРИЖСКИХ САЛОНОВ......................50
ГЛАВА Ш. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЮБЕРА РОБЕРА В ОБЛАСТИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА 1780 ГОДОВ................................. 80
ГЛАВА IV. ТВОРЧЕСТВО ГЮБЕРА РОБЕРА В ГОДЫ
РЕВОЛЮЦИИ............................122
ГЛАВА V. МУЗЕЙНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЮБЕРА РОБЕРА В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ....151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................183
ПРИМЕЧАНИЯ....................................187
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................209
Приложение 1. Биографические сведения о лицах, упоминаемых в работе (в алфавитном
порядке)........................218
Приложение II. Хронология жизни и творчества
Гюбера Робера...................240
3
ВВЕДЕНИЕ
Окунувшись в удивительный мир Гюбера Робера, трудно не поддаться его обаянию. Этот мир, созданный художником, пленяет величественной красотой, поразительным лиризмом, мягкостью и музыкальностью.
Мало просто увидеть пейзажи Робера, их надо почувствовать, в них надо войти, стать частицей их бытия, прикоснуться к теплым, замшелым камням древних руин, посидеть в тени у журчащего водопада или фонтана, любуясь красками неба, вдохнуть южный воздух, насыщенный влагой и тогда станет доступной вся трепетность природы в этой поэтической вселенной Гюбера Робера. Природа, человек и его творения - всё находится в нерасторжимой связи и единстве - таков идеал живописца.
Творчество Робера с его сплавом фантазии и реальности, простоты и изысканности внесло звучную, живую струю во французское искусство второй половины XVIII века.
С середины века во Франции происходит смена художественных вкусов, связанная с новыми тенденциями в расстановке общественных сил и философскими концепциями просветителей накануне Великой Французской революции. Устав от манерной утонченности рококо, французское общество обращается к античности с её строгой и рациональной упорядоченностью, гармоническим равновесием и величавостью. Это обращение к искусству высокой классики возникает не просто как реакция на рококо, а как результат научного интереса в связи с большими археологическими открытиями в Италии. Раскопки древнеримских городов Помпеи и Геркуланума вызывают огромный интерес к античному искусству: ученые и художники, а вслед за ними и любители искусств как бы заново открывают Италию, но Италию эпохи Древнего Рима.
На протяжении всего лишь нескольких лет появляется множество трактатов об античных древностях. Коллекционер Пьер-Жан Мариэтт /Прил. 1-43/ публикует в 1750 году “Трактат о резных камнях”.
23
античного искусства. Но Слодтц - скульптор, Робер же увлечен рисунком. Чему мог научиться Робер у Слодтца? Прежде всего - умению точного воспроизведения натуры и композиции. В те годы в основе художественного образования был рисунок.
По словам уже упоминавшихся биографов Робера он мог в 1752 и 1753 годах принимать участие в выставках молодых художников, которые ежегодно проводились на Пон-Нёф по случаю праздника Тела Господня. Однако подтверждений этому не было найдено. Зная и любя Италию, Слодтц заразил этим и своего ученика, настоятельно рекомендуя ему при первой же возможности отправиться в Италию, где он сможет стать настоящим художником. Слодтц, бесспорно, рассказывал о Д.-П.Пашшни, с которым он сотрудничал и был дружен во время своего пребывания в Италии. Без всякого сомнения, у Слодца были работы Паннини, и Робер мог их видеть. С этого момента знакомство с маэстро становится мечтой юного Робера. Можно также предположить, что отправляясь в Италию в свите графа де Стенвиля, Робер имел рекомендательное письмо Слодгца к Паннини. Однако лишь влиятельное положение графа де Стенвиля, будущего герцога де Шуазеля, определяет благосклонное отношение к Роберу в первые годы его пребывания в Италии и помогает ему стать вольнослушателем Французской Академии в Риме, которую возглавлял с 1751 года известный исторический живописец Шарль Натуар /Прил.1-46/.
В Академии были свои довольно жесткие правила. Французская Академия в Риме была основана в 1666 году и предназначалась для формирования Национальной художественной элиты /93/. Ежегодное число королевских пенсионеров было постоянным - 12: 6 художников, 3 скульптора и 3 архитектора. Чтобы быть принятым в Академию, они должны были получить на конкурсе в Парижской Академии живописи и скульптуры или в Академии архитектуры Первую Премию, которую еще называли Римской премией. Затем следовало обязательное трехгодичное обучение в специализированной Королевской школе привилегированных учеников с целью углубления их образования в области классической истории и искусства.Таким образом они приезжали в Рим в возрасте 23-
24
25 лет с королевским дипломом для совершенствования своего художественного мастерства в течение трех лет за государственный счет.
У Гюбера Робера не было художественного образования, он не заканчивал ни Академии, ни королевской школы, и соответственно, не получал Первой Премии, дававшей возможность стажироваться в Риме. У него за спиной был Наваррский Коллеж и превосходное знание латыни и греческого языка, классической истории и литературы, а также уроки рисования, полученные у М.Слодтца.
Для того, чтобы устроить Робера в Академию, де Стенвилю пришлось использовать свое влияние и свой авторитет при французском дворе. Из письма Натуара маркизу де Мариньи /Прил.1-42/, директору Королевских строений, а по сути, министру изящных искусств, которому непосредственно подчинялся и перед которым отчитывался Натуар, следует, что де Стенвиль виделся с маркизом де Мариньи перед своим отъездом в Рим и, конечно же, не приминул заручиться cm поддержкой в отношении Г.Робера /94/.
Завершив официальные церемонии представления при папском дворе, де Стенвиль лично отправляется в Академию, чтобы приветствовать ее учеников, а также ходатайствовать перед Натуаром о своем протеже, молодом Гюбере Робере.
После встречи с де Стенвилем III.Натуар пишет маркизу де Мариньи: “26 novembre 1754 - M.l’ambassadeur de France protégé un jeune homme qui a du gout pour peindre l’architecture. Il me dit ces jours passes qu’il vous en avait parle un peu de jours avant son départ de Paris dans l’intention qu’il aurait pu etre pensionnaire, mais Vous lui répondîtes, Monsieur,que n’ayant point gagne le prix cela dérangerait l’ordre de cet établissement. Il voudrait présentement que ce jeune homme ai seulement la permission de loger dans l’Academie en payant sa pension du cuisinier. Comme Vous l’avez permis en différentes occasions. Je lui ai repondu que je ferais ce qu’il jugerait a propos la-dessus, pourvu qu’il eu la bonté de Vous en parler. Il me dit qu’il Vous écrirait incessamment. Je ne pourrais guere le plaisir si Vous l’approuvez qu’en dérangeant quelques pensionnaires mais je le
- Київ+380960830922