Ви є тут

Частные усадебные музеи в России во второй половине XIX - начале XX века : на примере усадебного музея князя П.А. Путятина в Бологом

Автор: 
Мельников Владимир Леонидович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277549
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................3
Глава 1. Усадебные музеи в России в конце XIX - начале XX века..........11
1.1. Идейно-политические предпосылки возникновения
усадебных музеев....................................................11
1.2. Типы частных усадебных музеев..................................18
1.3. Профильные усадебные музеи.....................................24
1.4. Комплексные усадебные музеи....................................64
Глава 2. Бологовский усадебный музей князя П.А. Путятина
как центр культуры......................................................82
2.1. Князь П.А. Путятин, его родственное окружение
и бологовские усадьбы...............................................82
2.2. Этапы формирования музейной коллекции князя П.А. Путятина 133
2.3. Структура музейного собрания князя П.А. Путятина..............149
Глава 3. Научные исследования и общественная деятельность
князя П.А. Путятина и Бологовский усадебный музей......................180
3.1. Вклад князя П.А. Путятина в археологию и этнографию...........180
3.2. Археолого-астрономические исследования князя П.А. Путятина 196
3.3. Князь П.А. Путятин и Н.К. Рерих...............................203
Заключение.............................................................221
Библиографический список использованной литературы.....................226
Приложения............................................................247
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изменения правовой базы и новая социально-политическая ситуация в России вновь сделали актуальным такой вид учреждения культуры как частный музей. Музей, как и многие культурные институты, в наши дни трансформируется. Согласно статье 3 действующего Закона Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» от 26 мая 1996 года №54-ФЗ, музей - это «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций», при этом собственником музея отныне может быть не только государство. Статья 30 этого же Закона РФ впервые определяет порядок учреждения негосударственных музеев в Российской Федерации. Таким образом, история музейного дела в России прошла полный виток эволюционной спирали и на новом уровне вернулась к прежнему положению. С юридической точки зрения, частные музеи вновь, после восьмидесятилетиего перерыва, стали полноправными участниками культурного процесса. Продолжающиеся изменения правового статуса в первую очередь определяют актуальность любого исследования, посвящённого частным музеям в России, число которых из года в год неуклонно растёт1. Частные музеи в России - неотъемлемая часть её культуры, как в прошлом, так и в настоящем. Изучение частных музеев становится актуальной задачей современного музееведения: при создании новых музеев важно учитывать опыт частного музейного строительства, насчитывающий в нашей стране более трёх столетий. Этот опыт сможет не только обогатить деятельность новых музеев, но и восполнит разрыв в преемственности, образовавшийся в XX веке между музеями прошлого (дореволюционными) и настоящего.
Бывшие дворянские и купеческие усадьбы вот уже более десяти лет свободно арендуются частными лицами. Сегодня можно приобрести в собственность те усадь-
1 В одной Москве их насчитывается уже сто семьдесят. Самый известный в Санкт-Петербурге частный музей - это Музей-квартира В.В. Набокова. Даже в маленьком Переславле-Залесском уже целых три частных музея.
26
ди них - солистка Мариинского театра Дарья Михайловна Леонова (1829—1896), совершавшая кругосветное путешествие и посетившая Нерчинск в 1875 году. В своих «Воспоминаниях» она написала следующие строки: «В Нерчинске существовало отделение Музыкального общества под покровительством Бутина, любителя искусства и литературы. Здесь я оставалась две недели и дала четыре концерта. В маленькой консерватории Бутина оркестр настолько хорош, что мог аккомпанировать всю сцену из “Жизни за царя”, также из “Рогнеды” и “Пророка”. <...> Признаюсь, что, когда я взошла в квартиру, назначенную мне, то испытала ощущение, которое уже давно не приходилось испытывать. Мне отданы были две роскошно меблированные комнаты с балконом в сад, который мог сравниться только с замечательными садами Европы»76. Спустя одиннадцать лет в Нерчинске побывал американский журналист Джон Кен-нан. В своей книге о Сибири он не без основания замечает, что затерянному на сибирских просторах Нерчинску могут позавидовать многие российские города, и причиной тому учреждения, основанные по инициативе и на средства Бутина. Как и всякий путешественник, Кеннан не преминул посетить бутинский «музеум», о чём записал следующее: «Кто бы ожидал увидеть в глуши Восточной Сибири такой богатый дом с паркетными полами, шёлковыми занавесями, дорогими обоями, с мягкими персидскими коврами, позолоченной мебелью, крытою атласом, старыми фламандскими картинами, галереей фамильных портретов, с оранжереей... Редко встречал подобное соединение пышности с тонким вкусом»77. В 1891 году, с 14 на 15 июня, в этом же доме «изволил иметь ночлег» и наследник цесаревич, будущий император Николай И.
Над благоустройством сада, так поразившим Д.М. Леонову, долгие годы трудилась Татьяна Дмитриевна Мауриц, младшая сестра братьев Бутиных. В нём были разбиты многочисленные клумбы с цветами, произрастали несвойственные суровому забайкальскому климату тропические растения, через всю территорию усадьбы тянулась сосновая аллея. Сама Татьяна Дмитриевна жила прямо в саду, в небольшом деревянном домике с двухэтажным мезонином. Зелёную планировку сада дополняли резная мавританская беседка, фонтаны и всевозможные статуи древнегреческих богов. Элементы этого великолепия можно видеть на сохранившихся семейных фотографиях Бутиных в собрании Нерчинского краеведческого музея им. М.Д. Бутина. По
76 Леонова Д.М. Воспоминания артистки императорских театров// Исторический вестник.- СПб.-
Т. 43. - 1891. - Цит. по: Петряев Е.Д. Нерчинск. Очерки культуры прошлого. - Чита, 1959. - С. 66.
77
Цит. по: Крадин Н.П. Нерчинск// Памятники Отечества: Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - М., 1984. - № 1 (9).
27
ним можно также попытаться установить назначение комнат дворца. Трёхэтажную часть (второй и третий этажи) занимал Михаил Дмитриевич с супругой, далее шли: огромный зеркальный (музыкальный) зал, где располагались самые большие по тем временам зеркала, выполненные из венецианского стекла и купленные Бутиным на Парижской выставке в 1878 году, столовая, торговые и складские помещения, контора, библиотека и кабинет. Среднее окно вестибюля украшал цветной витраж с изображением архангела Михаила, поражающего дьявола, изготовленный в Мюнхене в 1857 году. Внутреннее убранство дворца поражаю посетителей своей роскошью. Параллельно со строительством дворца возводились и другие здания усадьбы: водонапорная башня, конюшни, пакгаузы. Все они были сооружены из камня и в основном выдержаны в едином архитектурном стиле. В довершение всему были построены огромные, вровень с трёхэтажным фасадом, трёхарочные ворота. Слева и справа от них было сделано ограждение, основу которого составляли кирпичные столбы, увенчанные декоративными вазами, а между ними - выкрашенные в тон дворцу' в белый цвет литые чугунные секции с витиеватым орнаментом.
Всё собранное и построенное Бутин пытался осмыслить и интерпретировать. Ему принадлежит ряд книг и статей по экономике и развитию производительных сил в Сибири. В разные годы он избирался во многие общественные учреждения - от Русского музыкального общества до Парижской национальной промышленной академии. Обстоятельства сложились так, что Торговый дом Бутиных потерпел тяжёлый урон. Но и в эту не лучшую пору Михаил Дмитриевич оставался верен себе. 15 сентября 1904 года, находясь в Иркутске, он составил «Духовное завещание», в котором в 20 пунктах распорядился всем своим имуществом. В большинстве своём эти пункты посвящены благотворительным мероприятиям: «<...> 12). Каменный дом в Нерчинске с землёю и построенными на оной деревянными домами и садом жертвую городу иод учреждение ремесленного или реального училища, <...> в то же училище жертвую библиотеку и коллекции по минералогии, нумизматике и пр. 13). Движимое имущество в Нерчинске в каменном доме, например мебель и посуду продать, а остальные картины и зеркала оставить на стенах как есть для училища. <...> 20). <...> Покорнейше прошу Нерчииское общество заботы контроль и хлопоты по процветанию учреждений принять на себя <...>»78. Таким образом, М.Д. Бутин своим завещанием из имеющегося у него капитала предоставил необходимый минимум семье, а
78
Оригинал хранится в Нерчинском краеведческом музее им. М.Д. Бутина.