Ви є тут

Эгломизе в России. Конец XVIII - начало XIX веков : История, атрибуция, реставрация

Автор: 
Долганова Ольга Олеговна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
321396
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
Введение
Глава 1. Искусство эгломизе, его происхождение и развитие.
Глава 2. Эгломизе в России. Конец XVIII - начало XIX веков.
2.1. Миниатюра в технике эгломизе.
2.1.1. Портретная миниатюра в технике эгломизе.
2.1.2. Мифологические и аллегорические изображения.
2.1.3. Жанровые и пейзажные композиции.
2.2. Произведения близкие к станковой живописи.
Глава 3. Эгломизе и мебель стиля «Жакоб».
Глава 4.Технология изготовления эгломизе и родственных техник.
4.1.Технология изготовления живописи «под стеклом» с элементами гравирования по золоту.
4.1.1. Набросок композиции картины;
4.1.2. Предварительная обработка стекла;
4.1.3. Золочение стекла
4.1.3.1. Укрепление золота на стекле
4.1.3.2. Гравировка по золоту
4.1.4. Наклеивание аппликации из пергамента или бумаги
4.1.5. Живопись
4.1.5.1. Масляная живопись.
4.1.5.2. Смолы и камеди
4.1.5.3. Темперная живопись
4.1.5.4. Нанесение люстровых красок.
4.1.6. Цинковая аппликация
4.1.7. Защита оборотной стороны
3
4.2. Техника эгломизе и портретный силуэт конца XVIII - начала XIX веков.
4.3. Способы имитации техники эгломизе.
Глава 5. Проблемы реставрации произведений в технике эгломизе.
5.1. Повреждения.
5.2. Проблемы реставрации (обзор методик).
Заключение.
Библиография Список сокращений Список иллюстраций Приложение.
Каталог эгломизе конца XVIII - начала XIX веков коллекции отдела ИЗО ГИМ.
Иллюстрации
19
жакоб», в которых говорится о моде на эгломизе, как одном из вариантов украшения этой мебели.
В№4 журнала «Пинакотека» от 1998 года сотрудница Государственного Эрмитажа Н.Ю.Гусева опубликовала статыо «Русская мебель в стиле «жакоб». В ней автор пишет о вставках эгломизе в мебель как о модной тенденции конца XVIII века и о том, что такие вставки стали «...одним из характерных атрибуционных признаков ее [мебели] русского происхождения». Также автор говорит о мастерской Отто и Гамбса, как о
9 П
самой известной среди выпускавших мебель с вставками эгломизе .
В журнале «Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи» в 2003 году выходит статья этого же автора «Эгломизе и мебель в «стиле жакоб», представляющая собой практически полное повторение предыдущей статьи (в той части, что касается эгломизе)21.
В 2003 году в журнале «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» вышло сразу две статьи о мебели стиля «жакоб». В первой сс автор И.К.Ботт (сотрудница музея-заповедника «Царское село») пишет о распространении в России на рубеже XVIII - XIX веков мебели со вставками эгломизе. Такие вставки делали не только в Академии Художеств и на Императорском стеклянном заводе, но и в небольших провинциальных мастерских для нужд местных заказчиков22.
Во второй статье этого журнала И.Ефремова (сотрудник Музея-усадьбы «Останкино») подробно описывает декор в технике эгломизе на тумбах-постаментах из обстановки Малиновой гостиной Останкинского дворца 23.
В том же 2003 году в свет вышла книга И.К.Ботт и М.И.Каневой «Русская мебель. История. Стили. Мастера», где авторы пишут о том, что украшение мебели расписными стеклянными плакетками характерно не только для русских изделий, но встречалось во второй половине XVIII века в работах французских мастеров (глава «Русский жакоб»). Однако для российской
20
мебели столичного происхождения характерны вставки именно в технике эгломизс: «Сложные по рисунку и большие площади вставки стекла, художественно обработанные в технике «эгломизе», применялись исключительно для предметов мебели дворцового обихода и изготавливались в Петербурге в мастерских Академии художеств и на Императорском стеклянном заводе»24. Тем не менее авторы отмечают, что подобные украшения для мебели, часто изготовленные руками местных мастеров, можно было встретить также в городских и усадебных домах.
В четвертую группу литературы (одну из самых малочисленных) входят издания, в которых говорится о проблемах, связанных с реставрацией произведений в технике эгломизе (см. гл. 5).
Ввиду малой изученности не только техники эгломизе, но и родственных ей техник «межстеклянного золочения» и гравировки по золоту (серебру и т.п.) «под стеклом», является целесообразным коротко осветить историю использования этих способов украшения стекла на примерах дошедших до нас памятников.
Одним из самых ранних произведений такого рода можно назвать сосуд из города Каноза (Южная Италия), датируемый 111 веком до нашей эры (рис. 1). По предположениям исследователей он был изготовлен в Египте. Сосуд представляет собой чашу 19,3 см в диаметре, которая состоит из двух частей: внешней и внутренней. Листовое золото было наклеено на внутреннюю часть сосуда, по золоту выгравирован каким-то острым предметом рисунок: вверху, по краю - два фриза с мотивами волн, ниже - извивающиеся побеги и листья аканта. После того как ненужные части золота были убраны, на внутреннюю часть была «надета» внешняя25. Мастер еще не использовал краску как фон для золотого орнамента, фоном служит зеленоватое стекло сосуда.