Ви є тут

Культура повседневности загородной дворянской усадьбы второй половины XIX - начала XX вв.

Автор: 
Еремина Ольга Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271907
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление:
2
Введение. 3
Глава I. Социоэкономическая основа усадебной жизни 16
Михайловского. Петровского и Ограды.
1. История усадеб и личности владельцев. 25
2. Экономическое пространство усадьбы. 54
Глава II. Культура повседневности Михайловского, 89
Петровского и Отрады.
1. Будни и праздники. 100
2. Женский мир. 137
3. Мир детства. 151
4. Усадебные мемории. 162
Заключение. 190
Список использованных источников и литературы. 193
Приложение.
203
3
Введение
Актуальность темы. Среди многочисленных памятников России особое место в отечественной культуре занимает усадьба. Для наших дней вновь, как это было в начале века, характерен интерес к истории русской усадьбы и ее культурным ценностям, причем не только для исследователей, но и для широкого круга современников, любящих отечественную историю. Усадебная культура осознается как органическая часть культурного наследия России. Возрождение в 1992 году Общества изучения русской усадьбы, посвященные ей научные конференции, книжные и художественные выставки, специальные номера журналов, ставшие традиционными празднества - таков далеко не полный перечень признаков интереса к русской усадьбе.
Русская усадьба - это целая страна, материк, феномен нашей истории и культуры. В ней синтезировались традиции семьи и рода, культура дворянская и крестьянская, культура города и провинции, России и Запада. 15 формировании усадебного мира тесно переплелись экономические законы, социальная динамика общества, “стиль жизни’' и художественные течения. Усадебная тема - одна из самых многосложных. Она связана с историей, генеалогией, религией, эстетикой, философией, географией, топографией, ботаникой, дендрологией, гидротехникой, литературой, иконологией, музыкой, живописью, скульптурой, архитектурой, паркоетроением, садоводством. Неразрывность всех вышеперечисленных аспектов обусловлена многофункциональным назначением усадеб, укладом жизни владельцев, стилевыми особенностями эпох, природным условиями. Они была своеобразным организмом, «моделью мира» и представляли собой социально-административный. хозяйственно-экономический, архитектурно-парковый и культурный центр. При этом важны вес обстоятельства, связанные с созданием усадеб, отразившиеся в них веяния времени и вкусы владельцев, особенности хозяйства и сложившегося усадебного бытия.
26
не обычным тогда путем пожалования за службу, а выкупается им из собственности Поместного приказа.16 Вероятно, Бынево так понравилось Кречетникову, что он поспешил закрепить это селение за собой и своими потомками.
Владелец усадьбы Михаил Никитич Кречетников родился в 1723 году. Получив образование в Сухопутном корпусе, он сделал неплохую военную карьеру, дослужившись до чина генерал-норучика. Выйдя в отставку, Кречетников бы сначала псковским, а затем тверским губернатором, после чего был назначен калужским наместником, а в 1778 году - тульским.1
Если в документах 1770 г. Бынево называется одновременно и сельцом, и
| о
деревней, то в 1826 г. оно уже зовется «селом Михайловским, Бынево тоже».
К середине XIX века старое название забывается. Старики называли село Крашниковым (искаженное от Кречетниково), затем за ним закрепилось новое Михайловское - по церкви Архистратига Михаила, построенной в 1794 г. Святой Михаил был ангелом-хранигелем ее строителя Михаила Никитича Кречетникова. Кроме церкви, в конце 70-х начале 80-х гг. XVIII в. по его заказу были выстроены главный усадебный дом, связанный теплыми переходами с церковью и жилым флигелем, служебные помещения; разбиты два парка с многочисленными павильонами и прудами.
Архитектурно-парковый ансамбль Михайловского был выстроен в соответствии со сложившимися в то время и закрепившимися впоследствии принципами усадебной планировки. Главная подъездная дорога, обсаженная дубами и березами, вела от Калужского шоссе к имению через плотину Большого пруда и проходила через каменные мостики вдоль фасада главного дома, образуя перед ним большой парадный двор, обустроенный цветниками и обсаженный по периметру стрижеными деревьями. Доминантой ансамбля являлся выстроенный между 1776 и 1784 гг. усадебный дом, в архитектуре которого, как и в архитектуре других сооружений, проявились черты, характерные для стиля раннего классицизма. Планировочной основой дома
27
служил центральный двусветный круглый зал с колоннами и окружающие его овальные гостиные. Со стороны парадною двора к дому примыкала чугунная терраса. В архитектурном «почерке» автора замысла угадывается профессионализм. Предполагаемые авторы проекта - выдающиеся русские архитекторы второй половины XVIII в. - П.Р. Никитин и И.Е. Старов. Существуют аргументы в пользу авторства каждого из них. 0
Весьма вероятно, что оба зодчие внесли свой вклад в формирование художественного облика усадьбы. В XVIII столетии заказчики часто сами принимали окончательное решение о степени завершенности своею замысла в исполнении приглашенных архитекторов. П.Р. Никитин мог составить первоначальный проект, а придать ему завершенность - И.Е. Старов. Подобное творческое участие, по крайней мере, двух зодчих - Назарова и Кваренги, можно было наблюдать примерно в те же годы при возведении Странноприимною дома в Москве. Причастность нескольких архитекторов к созданию одного проекта было в то время скорее одной из закономерностей, чем исключением из правила.
Главный дом был связан теплыми переходами с жилым флигелем, где располагалась кухня, и церковью Михаила Архангела, которая одновременно являлась господской домовой церковью и приходской для крестьян окрестных деревень. Церковь выстроена из камня, завершена четырехскатной кровлей и снаружи оштукатурена. К ней примыкает пристройка с отдельным каменным крыльцом для крестьян. Из этой же пристройки шел переход, соединяющий церковь с главным домом.
Дом фланкировали каменные мостики с кирпичными парапетами, за которыми находились два больших кирпичных павильона, выполненных в форме двухъярусных башен (подобная форма башен нередко использовалась П.Р. Никитиным). Одна из них служила сушильней и погребом, а другая колокольней.