Ви є тут

Формирование и развитие музеев Воронежского края в региональном культурном контексте : Вторая половина XIX-первая треть XX вв.

Автор: 
Котлярова Ирина Владимировна
Тип роботи: 
Вторая половина XIX-первая треть XX вв.
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
226
Артикул:
198645
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание работы
Введение...........................................................3
Глава 1. Формирование музеев Воронежского края
как результат развития локальных культурных процессов
в конце XIX - начале XX веков......................................21
1.1. Предыстория возникновения музеев региона...............21
1.2. Губернский музей как местное научное учреждение
в 1884-1917 гг..............................................34
1.3. Влияние концепции Н.Ф. Федорова
на развитие губернского музея...............................58
1.4. Художественная жизнь в крас и первая местная картинная галерея...........................................65
Глава 2. Расцвет провинциального музея в первой половине 20-х гг и его трансформация в унифицированную модель.......................82
2.1. Университетский музей древностей и изящных
искусств....................................................82
2.2. Формирование музейной сети и охрана памятников Воронежской губернии в 1917 - начале 30-х гг...............103
2.3. От просветительной к политизированной
модели музея...............................................146
Заключение.......................................................169
Список использованных источников и литературы.....................187
Список сокращений.................................................209
Приложение.......................................................211
Приложение 1. Словарь музейных деятелей Воронежского
края во второй половине XIX - первой трети XX вв...........212
Приложение 2. Иллюстрации..................................218
Введение
В последние годы в связи с возрастающим вниманием общества к феномену музея расширяется количество и тематика музееведческих исследований. И в первую очередь это касается региональных музеев, как наименее представленной и изученной части всей совокупности российских музеев. Обращение к исследованию процессов формирования и развития музеев Воронежского края обуславливается несколькими важными обстоятельствами.
Во-первых, интерес к региональным процессам в обществе все более востребован историко-научной мыслью. Воссоздание локальных явлений во всей полноте, в совокупности многообразных событий позволяет представить региональные историко-культурные процессы как целостные и оригинальные, никогда и нигде более неповторимые. Интерес современной науки к наследию исследователей начала XX века Н.К. Пиксанова, И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, разрабатывавших областной принцип в изучении русской культуры, отражает поворот от крупномасштабности и глобальности к частным культурным явлениям. Важность исследования таких локальных явлений на примере Воронежского края имеет особую актуальность, поскольку именно на примере исследования его культуры и ее деятелей второй половины XIX века Н.К. Пиксановым было вычленено само понятие «областного культурного гнезда».
Во-вторых, музей как социокультурный институт, нацеленный на сохранение, изучение и трансляцию историко-культурного наследия, был именно тем месторасположением «воронежского культурного гнезда», где фокусировались все важнейшие культурные процессы губернии. Так или иначе, все его деятели были связаны с музеем и участвовали в его функционировании. Таким образом, музей был своеобразной квинтэссенцией региональной культуры.
Глава 1. Формирование музеев Воронежского края как результат развития локальных культурных процессов в конце XIX - начале XX
веков
1.1. Предыстория возникновения музеев Воронежского края
Начало изучению и сохранению древностей в Воронежском крас было положено Петром I в период строительства морского флота на реке Воронеж. С Петра происходит смещение акцентов в русской культуре, изменение ее ориентиров, начало «нового» времени в представлениях о ходе исторического процесса. Воронеж явился для молодого царя первым опытом самостоятельной деятельности, а его многочисленные начинания на Воронежской земле указывают нам на будущие преобразования в рамках всего государства. Таков и его интерес к древностям и «куриозным» вещам, который проявился в 1696 году, в пору самой напряженной работы по строительству флота и организации этих работ. Это было в апреле месяце, когда на воду спускались первые русские корабли, а в этот момент в «пригороде» Воронежа сторожевом городке Костенске солдат , Преображенского полка Филимон Катасонов при некотором сопротивлении местных жителей производил раскопки на мельничной плотине для «обыску больших костей».1 Поручение было дано Катасонову не случайно: Костенек буквально стоял на костях мамонта, отчего и получил свое оригинальное название. Видимо, местные легенды об этих огромных костях были известны Петру, однако это не помешало ему высказать свою весьма оригинальную версию их происхождения, что эти огромные кости являлись останками боевых слонов Александра Македонского, преследовавшего армию царя Дария в южнорусских степях. Об этом мы узнаем из записок голландского путешественника Корнелия де Бруина, часто сопровождавшего Петра и оставившего очень много ценных описаний: «В местности, в которой мы были, к великому удивлению нашему нашли мы
много слоновых зубов, из которых сохранил я один у себя, ради любопытства, но не могу понять, каким образом зубы эти могли попасть сюда. Правда, государь рассказывал нам, что Александр Великий, проходя этой рекой, как уверяют некоторые историки, доходил до небольшого городка Костенска, находящегося в верстах восьми отсюда, что очень могло быть, что в то самое время пало тут несколько слонов, остатки которых и
Л
находят здесь и поныне». Несколько абсурдное предположение возникло из-за недостатка естественнонаучных знаний того времени и практически полного незнания истории. Это, пожалуй, самый первый зафиксированный факт такого царского интереса, который позже вылился в ряд указов общегосударственного масштаба: в 1704 году было принято решение о доставке древностей и «куриозных» предметов в государственные учреждения, а в 1718 году был издан указ об интересных находках в земле, которые следует доставлять в Санкт-Петербург. Надо отметить, что костенковские раскопки Петра I были предприняты им еще до его заграничных поездок, которые дали царю огромное количество примеров сохранения и изучения древностей в университетах, библиотеках, анатомических кабинетах, мюнцкабинетах и кунсткамерах в государствах Западной Европы. Поэтому интерес Петра I к сохранению древностей и создания в будущем Кунсткамеры, первого русского музея, нельзя считать явлением исключительно заимствованным: просто в путешествиях по Европе была им увидена та оптимальная для того времени форма реализации потребности в изучении и сохранении того, что «зело старо и необыкновенно».
Петровская эпоха наложила необыкновенно сильный отпечаток на будущее развитие культуры Воронежского края. Воспоминания об этом времени, как наиболее ярком и насыщенном в его истории, являлись предметом гордости воронежцев, а также некоторого сожаления, что все эти общероссийские события оказались в далеком прошлом, а город и край в