Ви є тут

Музейная коллекция морских якорей как носитель историко-культурного наследия народов Азово-Черноморского бассейна

Автор: 
Степко Лев Александрович
Тип роботи: 
Дис. канд. культурологических наук
Рік: 
2004
Артикул:
198673
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3-14
Глава I. Музей: теоретике -методические и информацинно -коммуникативные проблемы. 15-49
1.1 Концепция культурной коммуникации музея. 15-20
1.2 Якорь как музейный предмет. 20-49 Глава II..Пути проникновения якоря в историко-культурную
среду г. Новороссийска. 50-85
2.1 Бытование якоря в материальной культуре города. 54-71
2.2 Якорь в сфере духовной жизни людей. 71-85 Глава III Формирование коллекции морских якорей НГИМЗ
и процесс их атрибуции. 86-146
3.1 Источники, организационные формы комплектования
коллекции, методы атрибуции. 88-99
3.2 Классификация и систематизация якорей. 99-146 Глава IV. Реставрация и консервация памятников морской
тематики (якорей). 147-175
Заключение. 176-182
Список использованных источников и литературы. 183-206
Приложения. 207-261
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социально-экономические, образовательные, культурные реформы рубежа XX - XXI вв: протекают в условиях перехода современной индустриальной цивилизации к информационному обществу. В- нем информационное поле охватывает все сферы общественной жизни, в том числе и музеи.
Ныне музей рассматривается в качестве совершенного информационного центра, способного расширить возможности подхода и к национальным, и к мировым, культурным ценностям. В связи с этим появляются инновационные способы развития музейной деятельности и углубления сущностного значения самих музеев.
Начиная с 1990-х годов, в отечественной музеологии возникла потребность в смене образовательных парадигм и формировании теории культурно-образовательной деятельности музея, в которой практика увидела бы свое отражение и получила новый импульс для дальнейшего развития.
В теории и практике музея все большее значение приобретает комплекс проблем:
во-первых, показ, музейного предмета (в нашем случае - морского якоря), стимулирующий «культурный диалог» (новым подходом к посетителю музея являются его восприятие не как объекта, которого- нужно обучать и воспитывать, а как равноправного участника коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде);
во-вторых, создание атмосферы- дтя осмысления всех видов музейной деятельности (в том числе по комплектованию коллекций или ЭКСПОЗИЦИОННОЙ) ‘ с позиции «от посетителя»;
в-третьих, утверждение аксиологической концепции, становящейся основой культурно-образовательной деятельности музея и «работы музейного предмета». Актуализируют тему исследования и способы обращения к посетителю как участнику процесса музейной коммуникации:
инспектор проверяет маркировку, проставляет клейма Регистра и оформляет сертификаты.
После того, как связи выявлены и зафиксированы, предмет превращается в источник знания и эмоционального воздействия, т.е. в музейный предмет.
На этой стадии предмет становится носителем новых качеств, но в их основе лежат связи и отношения, существовавшие в среде бытования. На этой стадии предмет не только восстанавливает свои "взаимоотношения" со средой бытования, но превращается, в определенной степени, в символ процессов и явлений этой среды. В данном ; качестве якорь представляет собой основу музейного собрания и в итоге - базу реализации основных социальных функций, музея. Он; становится, музейным, предметом. Таким, образом, «музейным предметом» мы называем памятник природы, истории и культуры, являющийся источником знания и эмоционального воздействия, а также символом процессов и явлений исторической действительности, и используемый музеями в целях реализации их основных социальных функций.
Проходя. три указанные стадии превращения предмета в. свою противоположность, музейный предмет приобретает затем качественно новые свойства. Вместе с тем, все эти стадии находятся в диалектическом единстве, поскольку изменения происходят в рамках определенной вещной единичности, которая сама по себе (материально) остается неизменной1.
На стадии выявления общих свойств музейных предметов можно выделить три основные группы таких свойств: информативные, аттрактивные,
экспрессивные2. Причем, данные свойства понимаются на практике и как общие критерии, применяемые при отборе предметов в фонды музея. Новое поступление привлекает внимание конкретной внешней информацией, по сути
1 Кондратьев В. В. Вопросы отбора материалов современности в музейное собрание. // Формирование и изучение музейных коллекций по истории советского общества / Сборник научных трудов. М., 1982. С. 38-46.
2 Финягина Н.П. Изучение музейных предметов современного периода в исторических и историко-революционных музеях. М., 1978. С. 37.
релевантной, воспринимаемой зрительно, - о цвете, размере, других внешних атрибутах внутреннего содержания и т.д. Иными словами, аттрактивные свойства проявляются через релевантную информацию, чувственно воспринимаемую субъектом. Тем более информативными являются и свойства, определяемые в музееведческой литературе как экспрессивные. Пока выявлено три группы экспрессивных свойств:
1) аттрактивные свойства (способность предмета привлекать внимание внешними признаками);
2) ассоциативные свойства; (способность предмета вызывать у субъекта ассоциации);
3) свойства сопричастности; (способность, предмета, вызывать у субъекта чувство сопричастности к явлениям или событиям- прошлого, настоящего, будущего).
Аттрактивный предмет оказывает на субъект эмоциональное воздействие с помощью внешних атрибутов; предмет, мало привлекательный и не несущий глубокой смысловой нагрузки, также может воздействовать эмоционально - в силу мемориальности, уникальности, необыденности и т.п.
Репрезентативность музейного предмета слагается из нескольких взаимосвязанных компонентов; таких, как полнота и достоверность информации, которую несет предмет; типичность данного предмета в ряду предметов ему подобных, а.также в ряду явлений или процессов, которые он отражает; уникальность предмета по отношению к подобным предметам;
Полнота и достоверность информации, отраженной источником, столь важные для определения семантических свойств музейного предмета, не менее важны и^ при определении его репрезентативности. Они являются как бы основой показательных свойств, поскольку источник не может считаться представительным, если он искаженно или неполно отражает события, явления или процессы, более полно и достоверно, отраженные- подобными или тождественными источниками. Чем полнее и достовернее информация,