I
Оглавление
Введение...................................................................3
Глава 1. Аналитика музея....................................................9
1. Этапы развития музееведения и современное состояние исследований 9
2. Культурологический метод рассмотрения феномена музея.................24
а) Теоретические предпосылки
философско-культурологического анализа музея.....................25
б) Взаимосвязь основных функций
и дефиниции музея................................................29
3. Культурный статус музейного экспоната................................37
Глава 2. Музей как феномен культуры XX века................................51
1. Музей в зеркале культуры.............................................51
2. Культура в зеркале музея.............................................73
Глава 3. Музей как социальный институт.....................................96
1. Музей и общество. Власть.............................................96
. 2. Музей и общество. Экономика ........................................111
Глава 4. Музей как коммуникативная система................................122
1. Музейное пространство...............................................122
а) Типы структурирования музейной экспозиции в XX в..................127
б) Границы музея................................................140
2. Социокультурная коммуникация в музее................................148
Заключение................................................................160
Библиография..............................................................163
2
Введение
На всем протяжении своего существования феномен музея являлся объектом самого пристального внимания и изучения. Связано это с амбивалентной ролью музея как субъекта и объекта культуры. Музей - это один из объектов культуры, отражающий культурные реалии определенной исторической эпохи, и одновременно средство формирования культуры. С момента своего появления в европейской культуре Нового времени .музей не только отражает важные тенденции развития культуры и общества, но, будучи наделенным особым смыслом как «инстанция вечности», со временем начинает оказывать все большее влияние на развитие социокультурной сферы.
Со второй половины XX в. проблема музея становится предметом исследования для целого комплекса гуманитарных дисциплин. Столь широкий интерес объясняется тем, что музей перестает быть только инстанцией, накапливающей, изучающей и репрезентирующей посредством артефактов различные культурные ценности. Собирая и сохраняя вещи, предназначенные для передачи потомкам, то есть для бесконечно долгого хранения, музей постепенно превращается в место рождения и сохранения подлинной Истории и Культуры. Выступая с точки зрения вечности, он получает возможность воздействовать на культуру, диктуя ей императивы восприятия и оценок.
На протяжении прошедшего столетия сложилась тенденция рассматривать музей как один из важнейших структурообразующих элементов всей современной западной культуры. Музей и музейность как таковая - это характеристика развития культуры в переломные, кризисные эпохи, когда культура уже не может справиться с осмыслением собственного многообразия. В такие периоды собирающий осколки утраченной целостности музей и его возросшая роль в культуре становятся объектами пристального внимания и критики. Однако можно заметить, что в виде претензий к музею деятели культуры и широкие слои населения зачастую выражают обеспокоенность не столько различными сторонами деятельности собственно музея, сколько путями развития культуры и общества.
Данное диссертационное исследование посвящено рассмотрению социокультурной роли музеев в XX в. и оценке этой роли различными слоями
первый план выходят исследования особого музейного отношения к действительности, которые конституируются в таком социокультурном институте, как музей. Второй теоретический подход, так называемый «феноменологический», основан на анализе музея как специфического феномена культуры, рассматриваемого преимущественно вне зависимости от конкретных, исторически обусловленных аспектов его функционирования. У истоков данного концептуального подхода стоит концепция русского философа XIX- начала XX вв. Н.Ф. Федорова19, рассматривающего музей как исконно присущее человечеству учреждение, воплощающее в себе память, культ предков и возможность их воскресения посредством вещей. По мнению автора, суть музея «не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни остаткам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям, живыми деятелями»20. Для Федорова музей является универсальной категорией, емкой и всеобъемлющей метафорой: «музей есть образ мира, вселенной видимой и невидимой, умершего и еще живущего, прошедшего и настоящего»21.
Современные западные феноменологические концепции музея развиваются в основном в рамках теории музейной коммуникации, родоначальником которой является Д. Камерон22. Этот исследователь предложил рассматривать музей как специфическую коммуникативную систему, осуществляющую передачу информации между экспонатами и посетителями музея. Камерон выделил следующие структурные единицы музейного коммуникативного процесса: экспонат, посетитель и сотрудник музея. Центральным звеном в этой схеме является посетитель, взаимодействующий и с предметами, совокупность которых составляет музейную экспозицию, и с сотрудниками музея, посредством экспозиции интерпретирующих отдельные вещи. Необходимыми условиями музейного коммуникативного процесса являются две составляющие: способность посетителей понимать «язык предметов» и способность музейных работников составлять из экспонируемых вещей особые высказывания. Таким
19 Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. - М., 1995. Т. 2. С. 370-434.
20 Там же, с. 377.
21 Там же, с. 379.
22 Cameron D. A viewpoint: the museum as a communications system and implications for museum education. //Curator. 1968. v. 11. № 1. Pp. 33-40.
* образом, в данной концептуальной схеме посетитель рассматривается как полноправный субъект музейной деятельности, в отличие от структурнофункциональных теорий музея, где посетитель или не входит в круг рассмотрения, или воспринимается в основном как объект музейного воздействия. Среди достоинств теории Д. Камерона можно также выделить анализ специфики музейного коммуникативного процесса, который автор видит в пространственном и визуальном характере коммуникации. Следует, однако, отметить, что схема, предложенная данным музееведом, предельно обобщена и рассматривает только отношение «музейная экспозиция - посетитель», оставляя без внимания иные функции музея, обеспечивающие возможность
* взаимодействия посетителей с музейными вещами: исследовательскую,
хранитсльскую и экскурсионную деятельность. Несмотря на это, исследование Камерона дает возможность целостного осмысления музея как социокультурного феномена.
Кроме Камерона музейный коммуникативный процесс исследуют такие зарубежные исследователи, как Ф. Вайдахер, К. Макленан, Ю. Ромедер,
Э. Хупер-Гринхилл и др. Особой разновидностью теории музейной коммуникации являются концепции словацких музеологов 3. Странского и А. Грегоровой25. Первый из вышеназванных исследователей в качестве основной функции музея как социокультурного института называет осуществление музеем специфического процесса по реализации особого, «музейного» отношения к
*' действительности, проявляющегося в интенции приобрести, приумножить и
сохранить для передачи потомкам тех ценностей, которые формируют культурный облик человека. Современный музей, по мнению Странского, является исторически сформировавшейся формой реализации данной интенции, формой, которая на определенном этапе получила свое конкретное институциональное выражение.
А. Грегорова, как и 3. Странский, выделяет специфику музея из реализации особого отношения человека к действительности. Это специфическое отношение
23 См. подробный анализ теории А. Хупер-Гринхилл в работе: Пшеничная С.В. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель: Монография. - СПб.: Образование, 1999. С. 25-27.
24 Странский 3. Понимание музееведения. // Музеи мира: Сб. науч. тр. - М., 1991. С. 8-26.
25 Грегорова А. К основным проблемам музееведения. // Музеи мира: Сб. науч. тр. - М., 1991. С. 27-38.
17
- Київ+380960830922