Ви є тут

Работа с семейной аудиторией в музеях Западной Сибири в конце XX - начале XXI века

Автор: 
Сидорова Оксана Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
306403
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................3
Глава Г Семейная аудитория в культурно-образовательном пространстве
музеев Западной Сибири................................................27
1.1 Музей в сфере современной семейной политики в России.............27
1.2 Семейная аудитория как объект музейно-педагогической
деятельности....................................................42
1.3 Формообразующие факторы в работе с семьёй в музеях Западной
Сибири..........................................................64
1.4 Историко-культурные характеристики работы с семьёй в музеях
Западной Сибири.................................................80
Глава 2. Музейно-педагогические проекты как фактор социокультурного
развития семейной аудитории..........................................119
2.1 Музейный праздник как актуальная форма работы с семьёй на ранней
стадии её становления .........................................119
2.2 Авторские музейно-педагогические проекты для будущих родителей
как форма семейной арт-терапии.................................143
2.3 Музейно-педагогические программы как средство социокультурного
развития ребёнка в условиях совместного досуга семьи....................................................164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................190
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИ ТЕРАТУРЫ 197
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью укрепления семьи в Российской Федерации. Семья - важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, моральных ценностей. Семейная культура обеспечивает историческую преемственность опыта воспроизводства как индивидуальной человеческой жизни, так и социального организма в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, содержание которых должно отвечать потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Современное российское общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биолог ически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье семьи -это здоровье нации в целом.
Укрепление семьи особенно важно в эпоху перехода к рыночной экономике и демократии, когда происходит разрушение традиционных и поиск новых ценностных ориентиров, в том числе в сфере семейных отношений, для которых характерно распространение утилитарных принципов человеческого бытия, таких как расчет, соперничество. Поколение семей, фундаментальные ценности которых сложились в эпоху социалистических общественных отношений, испытывает глубокие противоречия, связанные с необходимостью совмещения старых нравственных принципов и новой рыночной морали.
Ценностный кризис института семьи негативно сказывается на стабильности социальной структуры российского общества. Социальное сиротство, дезадаптация, девиантное поведение, подростковые суициды, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность - это неполный перечень негативных явлений в жизни современного общества, происхождение которых обусловлено разрушением традиционных семейных
целеполагающие установки конкретных категорий семейной аудитории (формирование традиции совместного досуга для будущих супругов и молодожёнов; необходимость гармонизации эмоционального состояния матери и ребёнка для будущих родителей; интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребёнка для семей с детьми), культурно-образовательная политика, определявшаяся традициями, сложившимися в практике отдельно взятого музея.
4. Становление форм работы с семьёй в музеях Западной Сибири прошло три основных этапа:
• 1980-е гг. - понятие «семьи» включало детско-родительскую аудиторию, работа с которой осуществлялась в контексте взаимодействия с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста;
1990-е гг. - произошло омоложение рассматриваемой аудитории, понятие «семья» расширилось за счёт появления новых категорий: будущие родители, родители с детьми, начиная с раннего возраста (от 1,5 до 3 лет);
• 2000-х гг. - смысловое поле термина «семья» в музее предусматривало выделение в самостоятельную категорию семьи без детей: будущие супруги и молодожёны.
5. Самыми востребованными коммуникативными технологиями, адресованными семейной аудитории, в музеях Западной Сибири являются: музейный праздник для будущих супругов и молодожёнов, арг-терапевтические программы для будущих родителей, студии раннего развития для родителей с детьми раннего и дошкольного возраста, студии семейного творчества и рекреационные программы различной направленности для родителей с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, тематические конкурсы и викторины для родителей с детьми среднего и старшего школьного возраста. Наиболее эффективными из них являются инновационные авторские программы по социальной адаптации (воскресная художественная школа для детей и родителей из
общества инвалидов «Радуга» в ТОХМ, арт-терапевтическая программа «В
23
поисках гармонии: ребёнок до рождения» в ГХМАК), развитию творческого потенциала (студии раннего развития в ООМИИ им. М.А. Врубеля, ГОХМ «Либсров-центр», «Мастерские в дни школьных каникул» в НХМ, семейный абонемент «В гостях у муз» в ООМИИ им. М.А. Врубеля), организации семейного отдыха («программы выходного дня» в НХМ, НГХМ, ОГИК музее; игровой маршрут «Зоолабиринт» в ТОКМ; праздник «Свадьба» в КОКМ; интерактивная экскурсия «К тайне камня прикоснись» в Бийском краеведческом музее им. В.В. Бианки) в условиях музея.
Научная значимость исследования состоит в обобщении, анализе и систематизации материалов, раскрывающих специфику и значение музея в процессе формирования национально-государственной идеологии семейного строительства, оптимизации института семьи в России. Сведения, содержащиеся в диссертации, способствуют углублению общетеоретических знаний в области культурологии, истории музейного дела, музейной педагогики, социологии. Исследование взаимодействия музея и семьи в Западной Сибири дополняет историю, теорию музейной коммуникации новыми сведениями, усиливает значимость её ценностного аспекта, вводит в научный оборот новые методики работы с семейной аудиторией. Наряду с этим автором выявлены коммуникационные возможности современного музея в решении проблем социальной адаптации семьи посредством арт-терапии.
Практическая значимость работы определяется возможностью
использования результатов исследования. В частности, арт-тсрапевтичсская про!рамма «В поисках гармонии: ребёнок до рождения», разработанная автором, успешно реализуется в Государственном художественном музее Алтайского края с 2003 года.
Практическая значимость работы заключается и в том, что
исследование расширяет представление о возможностях современного музея
в сфере организации семейного досуга. Материал диссертации,
демонстрирующий многообразие эффективных музейно-педагогических
24