Ви є тут

Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века

Автор: 
Полякова Ольга Борисовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата культурол. наук
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
190
Артикул:
1000283734
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
Введение. 3
Глава 1.Традиции отечественных собирателей и формирование коллекционно-музейных интересов московских купцов-меценатов Щукиных 28
1.1.Традиции отечественного коллекционерства в XIX в. 28
1.2.Формирование коллекционерских и музейных интересов купцов- меценатов Щукиных 35
1.3.Институциональные формы организации музеев в России и щукинские собрания
Глава 2. Музей русской старины,отечественного и зарубежного прикладного искусства П.И.Щукина 53
2.1.Формирование коллекций П.И.Щукина 53
2.2.Состав и принципы построения музейно-коллекционного комплекса П.И.Щукина 61
2.3.Формы музейной коммуникации в практике П.И.Щукина 69
2.4.Музей П.И.Щукина в контексте русской культуры конца XIX -нач.XX в.в. 76
Глава 3. Галерея С.И.Щукина в музееведении и художественной жизни России 1-й пол. XX века 87
3.1 История создания коллекции С.И.Щукина 87
3.2.Формы музейной коммуникации в практике С.И.Щукина 102
3.3 Щукинская галерея и художественная жизнь России 1900-1910 г.г. 117
3.4 Собрание С.И.Щукина и послереволюционная художественная жизнь страны 131
Заключение 146
Список использованных источников и литературы 151
Приложения.Сведения о перемещении коллекций Щукиных в различные музеи России 165
Список сокращений 190
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Изучение опыта предшествующих поколений, а особенно такого сословия как купечество, в создании культурного достояния России имеет большое значение. Торгово-промышленная буржуазия, купечество влияли не только на экономическое развитие страны, они внесли неоценимый вклад в развитие культуры.
В сохранении историко-культурных памятников ,в эволюции музе-ологической теории и практики, в популяризации искусства значительная роль принадлежит купеческой династии Щукиных. Музейная деятельность этих купцов в данной диссертации анализируется в контексте культуры России XX века.
Особый интерес к меценатской и коллекционерской деятельности российских купцов усилился в современный период потому, что эта практика замалчивалась в советской историографии, поскольку большевистской идеологией не признавалась созидательная роль российских предпринимателей в развитии страны и, в частности, отечественной культуры.Коллекционерская деятельность купцов-меценатов трактовалась как проявление своеобразного каприза миллионеров.
Целью данного исследования становится выявление феномена меценатского и коллекционерского опыта московских купцов Щукиных, значимости их музейного наследия в национальной российской и мировой культуре.
В задачи исследования входит - выявление роли российского купечества в становлении музейной практики на рубеже XIX и XX веков;
- освещение мотивации, процесса формирования, состава коллекций и специфики музеев купцов братьев Щукиных;
- характеристика музейной практики их собраний;
- оценка значения музеев братьев Щукиных в научной, художественной и общественной жизни России конца XIX - нач.XX веков, музейного наследия С.И.Щукина в истории отечественной культуры.
- 18 -
документах Государственного архива Российской Федерации /ГАРФ/, Отделе письменных источников Государственого исторического музея /ОПИ ГИМ/, архива Государственого музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина /ГМИИ/, Российского государственного архива литературы и искусства /РГАЖ/, Отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи /ОР ГТГ/, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки /ОР РГБ/, Секции рукописей Государственного Русского музея /СР ГРМ/.
В процессе написания работы были использованы архивные документы ГАРФ ф. 2307 (Главнауки Наркомпроса) о состоянии коллекции С.И.Щукина после ее национализации и создании Государственного музея нового западного искусства /ГМНЗИ/.В них важны сведения о затратах мецената на приобретение своей коллекции и планах ее разделения между ГМНЗИ-ГМИИ и Эрмитажем (73).
Наиболее полные данные о собирательской деятельности С.И. Щукина имеются в РГАЖ, в фондах Н.М.Рудина/Преображенского/(74), В.В.Переплетчикова(75), П.А.Ефремова(76), П.П.Муратова(77), М.К.Соколовского(78). В ОПИ ГИМ представили интерес фонды П.И.Щу-кина(79), И.Е.Забелина(80), Г.Л.Малицкого (81).
В архивных материалах Н.М.Рудина в РГАЛИ и И.В.Клюнкова в ОР ГТГ (82) приводится позитивная оценка молодым поколением собирательской и популяризаторской роли С.И.Щукина и его галереи, у
В.В.Переплетчикова и П.П.Муратова обозначена специфика отбора шедевров в щукинское собрание. В архивных материалах П.А.Ефремова, И. Е. Забелина, М. К. Соколовского в большей мере отражена оценка коллекций П.И.Щукина, у М.М.Савостина - собрания Д.И.Щукина.
Важную информацию об общественной и художественной жизни нач.XX века дают материалы ОР ГТГ, где сохранились документы современников, близко знавших представителей щукинской семьи.Особый интерес представляет фонд С.И.Битюцкой /1884-1980 / в ОР ГТГ (83),
- 19 -
поскольку она занималась специально коллекционерской деятельностью купечества в России .
Значительный интерес представляют "Мемуары антиквара" М.М.Са-востина, находящиеся в Секции рукописей Русского музея(84), в которых наиболее важными для исследования являются оценки музейного опыта Д.И. и П.И.Щукиных, а также сведения о специфике купеческого менталитета П.И.Щукина.
Включение в исследование ранее неиспользованных архивных материалов дало представление о предпринимательской, меценатской и коллекционерской деятельности братьев Щукиных, особенно С.И.Щукина. Эти документы содержат сведения о его участии в различных купеческих и промышленных объединениях.Определенную значимость имеет и общественная оценка просветительской,меценатской деятельности
С.И.Щукина, его пропаганды авангардного искусства, использования им в его музейной практике различных форм экскурсий.
Особую ценность представляют, прежде недостаточно учтенные и проанализированные, находящиеся в архивах ГМИИ и ГИМ,фотоматериалы о размещении экспозиций в музеях С.И. и П.И.Щукиных. В Щукинской галерее работал фотомастер Орлов, который благодаря своим снимкам сохранил для последующих поколений представления об особенностях размещения самой экспозициии ее отдельных компонентов, прежде всего коллекций П.Гогена,А.Матисса,П.Пикассо , тогда как раньше можно было о них судить только по словесным описаниям в статьях и воспоминаниях современников /Я.А.Тугендхольд, П.П.Перцов,Б.Н.Терновец/.
Не меньшую ценность для представления об экспозиции в музее П.И. Щукина представляют фотографии К.А.Фишера, профессионального мастера, который также монопольно фотографировал все экспонаты в Третьяковской галерее и считался знатоком своего дела.
Названные источники позволяют дать аналитическую оценку музейного опыта П. И. Щукина /гл. 2/ и С.И.Щукина /гл.З/, создавших