2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................3
Глава 1. Цикличность как концептуальная основа пространственно-временной организации музея 1Л. Музей как воплощение линейно-циклической
модели времени.............................................18
1.2. Циклическое время и пространство ритуала
в музейной коммуникации....................................26
1.3. Жизненные и творческие циклы как основа
концептуальной модели музейной экспозиции..................43
1.4. Цикличность в композиционной организации литературно-
мемориальной экспозиции....................................60
1.5. Роль природных циклов в организации
пространственно-временного континуума экспозиции...........71
Глава 2. Принцип цикличности и жанровая природа экспозиции литературно-мемориального музея-заповедника
2.1. Жанровая природа экспозиционного цикла литературно-
мемориалыюго музея-заповедника...........................83
2.2. Ци клообразующая роль сюжета в построении музейной экспозиции...............................................97
2.3. Циклообразующая роль межтекстовых связей................115
2.4. Проблемы возникновения, развития и функционирования цикловой жанровой формы
в современной музейной практике.........................132
Заключение...................................................142
Библиография.................................................148
3
ВВЕДЕНИЕ
Отечественная культура на современном этапе переживает переломный момент в развитии, требующий формирования нового отношения к культурному наследию, без которого в новом тысячелетии окажется невозможным сохранения духовного потенциала нации. В связи с этим в науке неизбежно возрастает роль теоретических исследований культурных феноменов. Музеи, сохранившие, несмотря на всю сложность выживания, свою значимость для развития культуры, несомненно, относятся к числу подобных явлений культуры. Исследовательский интерес к музею как феномену культуры обусловлен, с одной стороны, изменением его места и роли в современной социокультурной ситуации, а, с другой стороны, углублением и расширением проблемного поля музееведения в связи с происходящей интеграцией усилий различных гуманитарных наук для решения новых задач, которые возникают в музейной практике.
Начиная со второй половины 1970-х годов в работах отечественных музееведов настойчиво повторялась мысль о необходимости развития теории музейного дела. В частности, неоднократно указывалось, что слабо разработанная теоретическая база обесценивает многие направления музееведения как науки и создает трудности для развития прикладной музейной деятельности.1
К концу XX века оформился один из ведущих принципов исследования -коммуникационный подход. Однако, к сожалению, до сих пор работы музееведов представляют собой главным образом статьи и диссертации. В библиографических обзорах раздел «теория» по-прежнему представлен преимущественно исследованиями зарубежных ученых.
Возможно движение теоретической мысли замедляют требования музейщиков-1 фактиков, которые считают, что теория должна создавать
1 См., напр.: Г недопеки й М.Б., Дукельский В.Ю. М ученная коммуникация как предмет музееведческого исследования. // Музейное дело: музей, культура, общество. V!.. 1002. С. 7-19: Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделнр>юшая система музейной деятельности. ' Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. НИИ культ. М., 1989. С.7-15: Мосолова Л.М. Современный музей в едином культурно-образовательном пространстве России. Н Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Вып. 5, СПб, 1999. С. 66-70.
16
использованы для создания спецкурсов по музееведению, культурологии и другим гуманитарным дисциплинам.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музей представляет собой феномен, в пространственно-временном континууме которого воплотились представления о линейноциклической модели времени, причем наиболее полное воплощение эта модель получила именно в литературно-мемориальных музеях заповедниках.
2. Утверждение за музейной экспозицией статуса самостоятельного и самоценною жанра творчества позволяет ее рассматривать не только в социокультурном, но и в художественном контексте. Одним из перспективных подходов к изучению поэтики музейной экспозиции представляется исследование ее жанровой системы и, в частности, феномена цикла как явления художественной целостности.
3. Экспозиционный цикл представляет собой художественную мегацелостность, появляющуюся в результате синтеза отдельных законченных экспозиций, каждая из которых обладает собственной художественной целостностью и законченностью.
4. Для построения концептуальной модели литературно-мемориальной экспозиции большое значение имеют жизненные и творческие циклы главного героя, а в организации пространственно-временного континуума экспозиции особую роль играют природные циклы, естественно включающиеся в ее сюжетно-образное решение.
5. Цикловая жанровая форма экспозиции, наиболее полно воплощенная в экспозиционном цикле заповедника «Михайловское», является наиболее перспективной для внедрения в практику современных музеев данного профиля.
6. Использование модели линейно-циклического времени доказывает, что феномен музея в культуре является одним из воплощений архстипических представлений человека о формировании и функционировании картины мира, социума, человеческой личности.
17
Структура работы отражает логику перехода от общих проблем к более частным. Каждый следующий параграф, решая проблемы, поставленные в его названии, одновременно продолжает углублять и конкретизировать проблемы предыдущего. Диссертация состоит из введения, двух глав (9 параграфов), заключения и списка использованной литературы.
- Київ+380960830922