Ви є тут

Социально-культурная детерминация музейной экспозиции : Культурологические аспекты

Автор: 
Пчелянская Татьяна Михайловна
Тип роботи: 
Культурологические аспекты
Рік: 
2005
Кількість сторінок: 
160
Артикул:
198662
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................с. 1.
Актуальность темы...........................................с. 1.
Цели и задачи исследования..................................с. 3.
Методология и научные предпосылки исследования.............с. 4.
Изученность темы............................................с. 8.
Глава 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
МУЗЕЙНОГО ЭКСПОНИРОВАНИЯ. ТИПОЛОГИЯ
МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ........................................с. 14.
1.1. Музейное отношение к действительности
как феномен культуры с. 16.
1.2. Музей как социальный институт культуры с. 20.
1.3. Музей как коммуникационный канал социально-культурных процессов........................с. 24.
1.4. Музейная экспозиция: от материальной
структуры к многофункциональной системе................с. 26. •
1.5. «Протомузеи»: от обменной
торговли до Тауэра..................................... с. 33.
1.6. Ренессанс - эпоха Просвещения - XX век ............... с. 38.
1.7. «Проблемная группировка»: экспозиционный тип
как «зеркало русской революции»........................с. 42.
1.7.1. Памятный отдел императора Александра III в
Русском музее. Циркуляры и размышления.................с. 42.
1.7.2. Памятный отдел: проекты.............................с. 46.
1.7.3. Памятный отдел: новый тип музейного экспонирования с. 54.
1.7.4. От императорского мемориала до приказов
Наркомпроса...........................................с. 58.
Глава 2. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРАФОРМ МУЗЕЙНОГО ЭКСПОНИРОВАНИЯ с. 67.
2.1. Проблемы предыстории..................................... с. 67.
2.2. «Протомузейное» экспонирование эпохи античности с. 69.
# 2.2.1. Древняя Греция: от элитарной архаики
к демократическому Музейону с. 69.
• 2.2.2. Древний Рим: частные коллекции и статуи на площадях с. 76.
2.3. Западноевропейские частные коллекции эпохи Ренессанса ... с. 83.
2.4. Эпоха Просвещения и первые публичные музеи............с. 91.
2.5. Частное коллекционирование в России
XVIII - первой половины XIX века с. 94.
2.6. Россия во второй половине XIX столетия:
первые шаги к публичному экспонированию................с. 103.
^ Глава 3. МУЗЕИ И МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ
В НОВОМ СПЕКТРЕ СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ с. 108.
3.1. Сетевая экономика - апофеоз коммуникационных систем с. 111.
3.2. Современные музеи в контексте «цивилизации досуга» с. 116.
3.3. Социальный маркетинг как специфический вид
* музейной коммуникации с. 118.
3.4. Бренд: стратегический ресурс современного музея с. 125.
*
3.5. Музейное предложение и зрительская аудитория с. 126.
^ 3.6. Музейный РК: побуждение к действию с. 133.
3.7. Роль коммуникационных технологий
в современных российских музеях........................... с. 140.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................с. 144.
БИБЛИОГРАФИЯ................................................. с. 147.
а также музееведа и философа, принадлежащего к школе Р. Ингардена)14, 3. Жигульского-младшего (хранителя Музея Чарторыйский в Кракове, основные положения экспозиционной теории которого рассматриваются в книге “Музеи мира”15, представляющей собой очерк истории и анализ современного состояния музейного дела и музееведения), а также В. Глузинского, сотрудника Национального музея во Вроцлаве. Книга В. Грузинского “У основ музееведения” - одно из наиболее фундаментальных исследований по методологии музееведения из имеющихся на сегодняшний день в мировой научной литературе соответствующей проблематики16.
В вышеупомянутых трудах, как и в ряде других книг и статей эти авторы предпринимают попытки анализа музейной экспозиции средствами эстетики, обращаются к вопросам модернизации музейной экспозиции, ее типологизации, рассматривают понятия “музейный экспонат”, “музейное пространство”, как связующие звенья коммуникационной системы. В. Грузинский сосредотачивает внимание на знаковом характере экспозиции.
В современном отечественном и зарубежном музееведение активно разрабатываются две концепции музея - информационно-коммуникативная и информационно-семиотическая. Среди представителей первого направления такие исследователи, как М. Б. Гнедовский, З.А. Бонами, B.IO. Дукельский, Т.П. Калугина, Д. Камерон, Е.Е. Кузьмина, II. Макарова, Д. Портер, Ю. Ромедср, 3. Странский, Д. Томсон. Второго - В. Грузинский, А. Волькович, С.В. Пшеничная и другие.
14 Свсцимский Е. Модернизация музейных экспозиций. Методические рекомендации. - М., 1989.
15 Zygulski Z. Muzeo па svviccie. Wstep do muzeolnictwa. - Warszawa. 1982; Жигульский 3. Музеи мира. Введение в музееведение. Пособие для аспирантов. -М., 1989.
16. Gluzinski W. U podstavv muzeologii. - Warszawa. 1980.
Взаимоотношениям музея и общества, изучению роли музея как участника социо-культурного коммуникационного процесса посвящены работы Ж. Базена, П. Бурдье, Е.В. Вансловой, Т.И. Галич, JI. Драппера, А.Б. Закса, Д. Кэрола, II. Мерримена, Ю.ГТ. Пищулина, Д.А. Равикович, А.М. Разгона, К. Хадсона, У. Хаттона и других.
В последние десятилетия в концепциях постиндустриального общества особая роль отводится сфере досуга. Многими культурологами она рассматривается в качестве важнейшей социальной подсистемы. Так, Ж. Дюмазедье считает, что путь для развития личности - это «грядущая цивилизация досуга». Ж. Фридман выдвигает концепцию компенсаторной функции досуга, который сглаживает социально-профессиональные противоречия в процессе поляризации сфер труда и досуга. Ж. Фурастье предлагает рассматривать «цивилизацию досуга» как модель постиндустриального общества.
Результаты теоретических и прикладных исследований (например, Т. Адорно, X. Ганс, П. Бурдье и других, изучающих художественные вкусы и культурные предпочтения разных социальных групп) позволяют выявить тенденции изменения социальной мотивации и потребительского поведения в сфере культуры.
Проблемам коммерческого и социального (в частности, музейного) маркетинга, public relations, финансирования и брендинга посвящены работы X. Бафла, Т. Беннета, Д. Кэрола, Т.В. Абанкиной, Е.А. Блажнова, И.Л. Викентьева, С.Кози, И.П. Крылова, Е.А. Лебедевой, Ч. Лэндри, Дж. Портер, П. Джексон, К. Келли, Э. Маккартни.