Ви є тут

Миниатюрная резьба по дереву в Сергиевом Посаде XIX - начала XX века : истоки, становление, мастера

Автор: 
Давыдова Елена Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278417
179 грн
Додати в кошик

Вміст

4
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................. 3
Глава I. Истоки сергиево-посадской миниатюрной резьбы 23
1. Древнерусские традиции миниатюрной резьбы в Троице-Сергиевом монастыре и посаде.................................................... 23
2. Роль Троице-Сергиева монастыря и посада в появлении промысла миниатюрной резьбы в ХУШ-Х1Х веках.................................... 30
3. Художественные центры, повлиявшие на формирование школы миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде в XIX веке (Афон, Киев) 40
Глава II. Миниатюрная резьба Сергиева Посада XIX - начала XX в. 50
1. Начальный этап производства. Общие сведения о промысле 50
2. Обучение ремеслу....................................................... 58
3. Жизненный уклад кустарей и производство................................ 64
4. Деятельность государственных и земских организаций..................... 98
5. Промысел миниатюрной резьбы после Октябрьской революции 1917
года.................................................................. 112
Глава III. Виды изделий, технические и художественные особенности, иконография 120
1. Иконы и трехстворчатые складни периода формирования сергиевопосадской школы резьбы 1815-1870 годов....................... 123
2. Иконы и трехстворчатые складни периода расцвета сергиевопосадской
школы резьбы 1880-х годов - первой четверти XX века................... 134
3. Иконография икон и складней........................................... 140
4. Кресты................................................................ 152
5. Композиции «Голгофа» в стеклянных сосудах............................. 162
6. Памятные столовые приборы, подносные блюда и прочие изделия........... 176
Глава IV. Мастера миниатюрной резьбы 192
1. Династия Цырюльниковых................................................ 192
2. Ведущий резчик Сергиева Посада И.С. Хрустачсв и его ученики........... 198
3. Прочие мастера..........!............................................ 228
Заключение............................................................... 234
Список использованных источников и литературы............................ 242
Сокращения............................................................... 268
Приложения............................................................... 270
Каталог произведений, подписанных резчиками Хрустачевыми и
приписываемых им......................................................... 270
Список выставок, на которых экспонировались работы сергиевских резчиков с
указанием полученных наград.............................................. 282
Иллюстративный материал
Введение
Актуальность темы 'исследования. Мелкая пластика сергиевопосадских резчиков XIX - начала XX века - одно из значительных явлений русской национальной культуры, неразрывно связанное с традициями древнерусского ремесла. Миниатюрная резьба по твердым породам дерева считалась преимущественно монашеским занятием, поэтому в древности практиковалась в монастырях. В Троице-Сергиевом монастыре производство резных крестов, икон и складней получило известность в XV веке, в начале XVI столетия оно приобрело массовый характер и распространилось среди посадских жителей, просуществовав около двухсот лет1. Мастера Сергиева Посада, сохранившие навыки художественной обработки дерева, в XIX веке возродили это ремесло.
В ассортимент промысла входили иконы, кресты и трехстворчатые складни, а также сувенирные ложки с изображением на черенках сцен из жития преподобного Сергия Радонежского, подноЬные блюда и церковная утварь. Значительное число паломников, стремившихся приобрести на память о своем путешествии какую-либо «святыню», способствовали широкому распространению этих предметов.
Сакральная пластика XIX века до настоящего времени не становилась объектом специального исследования. В отличие от произведений резчиков Древней Руси, привлекавших внимание историков искусства, сохранившиеся памятники церковной резьбы XIX столетия (несмотря на их численное превосходство по сравнению с предыдущими эпохами), за редким исключением не введены в научный оборот. До сих пор нет четких критериев атрибуции произведений крупнейших центров резьбы - Афона, Киева, Сергиева Посада, не выявлена история их производства.
Резные иконы, кресты и складни из Сергиева Посада, получившие распространение по всей России, со временем вошли в музейные и частные собрания, но, как правило, в небольшом количестве, чаще в единичных экземплярах, затрудняет их изучение. Систематизация этого материала необходима для введения его в научный оборот, включения в состав музейных экспозиций, каталогизации
1 Складни - иконы, состоявшие из нескольких створ, скрепленных между собой, которые могли складываться одна в другую, предохраняя изображение. Благодаря компактности и удобству использования брались в путешествия.
32
дисциплины». Закончившие ее служительские дети смогли занять не только духовные, но и государственные должности, как в Сергиевом Посаде, так и за его пределами36.
«Иконописный класс при семинарии» и живописные работы в лавре возглавил приглашенный в 1746 году иеромонах Киево-Мсжигорской обители Павел Казанович вместе с двумя художниками из Могилева3. Он научил троицких иконописцев масляной живописи и росписи по эмали, ориентировал на барочные образцы. Его ученики, именовавшиеся живописцами, одновременно владели разнообразными специальностями: «писали маслом и темперой», эмалевыми красками по финифти, «были рисовальщиками и граверами», расписывали интерьеры, золотили купола38.
В 1753 году в класс иконописи были набраны мальчики 12-15 лет из монастырской Троицкой Холуйской слободки Вязниковского уезда, уже овладевшие основными навыками работы в семье. Некоторых подростков по их желанию стали обучать резьбе39. Однако, после секуляризации все ученики, происходившие из крепостных крестьян, были возвращены домой. Возможно, поэтому резные изделия этого периода, за исключением немногих памятников, которые по косвенным признакам могут быть атрибутированы как работы сергиевских резчиков, нам неизвестны40. Среди паломнических евлогий они отсутствовали41.
Высокий уровень художественных ремесел Лавра поддерживала благодаря крупным столичным художникам и мастерским, услугами которых она активно пользовалась, кроме того, на выучку в Петербург отправляла собственные кадры. В 1754 году в Академию Наук были посланы способные юноши из семей служителей для обучения разным ремеслам и искусствам, в том числе часовому, архитекторскому и резному42. Многие заказы выполнял известный петербургский художник А.П.
36 Арсений (Лобовиков), иеролюнах. Доклады, грамоты и другие акты о служках Троице-Сергиева монастыря. С. 35-36.
37 При расписывании церквей под его надзор были поручены лаврские служительские живописцы, иконописцы и судописцы. - Арсений (Лобовиков), иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой Лавре. С. 123.
33 Шитова Л.А. Троицкое эмальерное художество // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. 2004. №10 (21). С. 110-111.
39 Арсений (Лобовиков), иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой Лавре. С. 124.
40 Например, икона «Троица» середины XVIII в. Инв.2132. Опубликована: Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV - XIX веков. Каталог выставки из собрания СПГИХМЗ. К 600-летию памяти преподобного Сергия. М., 1992. Кат. 49.
41 Черкашина Г.П. Резные изделия из дерева в культуре Троице-Сергиевой лавры Нового времени. С. 406.
42 Арсений (Лобовиков), иеромонах. Доклады, грамоты и другие акты о служках Троице-Сергиева монастыря. С. 44. Примечание 110.
33
Антропов, который связывался с Троицким монастырем через Синод43. Для создания жемчужного убранства облачений троицкие власти специально искали вышивальщиц из Петербурга, не довольствуясь уровнем московского мастерства44.
Лаврские художники ездили в столицу копировать работы Растрелли, Пино, Каравакка45. Лучшие посадские мастера работали в петербургской резиденции настоятеля Лавры архимандрита Арсения (Могилянского), духовного отца императрицы Елизаветы Петровны, умевшего «ценить качество и красоту вещей»46. Эти контакты обеспечивали высокий уровень мастерства, следование новейшим течениям в искусстве.
После секуляризации в 1764 году Троице-Сергиевой лавре разрешено было оставить сто человек штатных служителей, жалованье которым через казначейство монастыря выплачивала Государственная коллегия экономии47. Для представителей художественных специальностей сохранилась единственная должность иконописца, ни резчики, ни серебряники в штат не вошли48. В течение последующих двадцати лет Лавра «практиковала договорную систему с оставшимися в посаде мастерами и москвичами». Для мелких работ, в основном починки ветхих изделий, использовали
49
«знания монашествующих или послушников» .
Церковная реформа 1764 года разрушила сложившуюся систему пополнения кадров художественных специальностей. Но уже в 1768 году дальновидный настоятель Троице-Сергиева монастыря архиепископ Платон (Левшин) возобновил практику обучения различным ремеслам детей штатных служителей за счет Лавры,
43 Шитова Л.А. Троицкое эмальерное художество. С. 111.
44 Шитова Л.А. О взаимосвязи финифтяного промысла Троице-Сергиевой лавры и Ростова. // История и культура Ростовской земли, 1997. Ростов, 1998. С. 109.
4 Шитова Л.А. Троицкое эмальерное художество. С. 111.
46 Шитова Л.А. Троицкое серебряное дело в XVIII веке. С. 396.
47 В штатные служители поступали добровольно, при желании служитель мог быть исключен обратно в крестьяне экономического ведомства. Штатные служители освобождались от подушной подати и рекрутской повинности, многих мирских сборов, могли взять в монастыре ссуду на покупку или строительство домов, имели защиту в экономических конфликтах с местными жителями, вместе с членами семей при необходимости могли рассчитывать на место в монастырских богадельнях. - Филимонов К.А. Из истории жизни одного штатного служителя Лавры. 1769-1812 гг Л Мат-лы III международн. конф. «Троице-Сергиева лавра в истории, ^льтуре и духовной жизни России», 25-27 сент. 2002 г. Сергиев Посад, 2004. С. 73
Шитова Л.А. Троицкое серебряное дело в XVIII веке // Мат-лы международ. конф. «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России», 1998 г. М., 2000. С. 400. Им стал иконописец Иван Субботин из бывшего монастырского села Холуй, через несколько месяцев его сменил местный житель Сидор Леньков. -Черкашина Г.П. Иконописное дело Троице-Сергиевой лавры 1764-1917 гг. (Общая характеристика деятельности иконописной мастерской) //Там же. С.370.
49 Шитова Л.А. Троицкое серебряное дело в XVIII веке. С. 400.