Ви є тут

Метод погружения как актуальный метод построения музейной экспозиции

Автор: 
Чуклина Татьяна Изосимовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304871
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................4
Актуальность исследования.........................................4
Степень научной разработанности проблемы..........................8
Цели и задачи....................................................11
Методологическая основа исследования.............................12
Научная новизна исследования.....................................13
Положения, выносимые на защиту...................................14
Апробация работы.................................................15
ГЛАВА 1. О МЕТОДАХ ПОСТРОЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ... 17 § 1. Современные классификации методов построения музейных экспозиций
.................................................................17
§ 2. Из истории создания различных классификаций.................23
§ 3. Образно-сюжетный метод Т.П. Полякова........................30
§ 4. Линейные и нелинейные методы построения экспозиции..........36
§ 5. История музеев как смена типов и методов экспозиционных решений.40
§ 6. Общественные изменения XX - XXI веков.......................47
ГЛАВА 2. МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ, ИЛИ СУБМЕРСИВНЫЙ МЕТОД
СОЗДАНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ..............................................53
§ 1. Прокреативная функция.......................................53
§ 2. Актуальность прокреативной функции..........................61
§ 3. Механизмы реализации прокреативной функции..................65
§ 4. Что такое метод погружения..................................68
§ 5. Принципы построения субмерсивной экспозиции.................72
§ 6. Типы субмерсивной экспозиции................................78
6.1. Реконструкция.............................................80
6.1.1. Появление первых субмерсивных экспозиций..............82
3
6.1.2. Развитие метода погружения в экспозициях исторических музеев. 86
6.1.3. Метод погружения в экспозициях естественнонаучных музеев. 90
6.2 Транспозиция.............................................93
6.2.1. Метод субмерсивной транспозиции в экспозициях экомузеев... 96
6.2.2. Промышленные музеи: новые возможности для субмерсивных экспозиций............................................105
6.2.3. Субмерсивный подход в средовых музеях..............108
6.3. Элементы субмерсивной экспозиции.......................111
6.4. Специфические приемы субмерсивной экспозиции...........117
6.5. Стилизация.............................................124
§ 7. Использование метода погружения разных типов на примере
литературных музеев...........................................130
§ 8. Особенности применения метода погружения в экспозициях художественных музеев.........................................135
ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА 145
§ 1. Комплектование фондов....................................145
§ 2. Технические средства.....................................150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................161
ЛИТЕРАТУРА....................................................170
ПУБЛИКАЦИИ....................................................181
17
ГЛАВА 1.
О МЕТОДАХ ПОСТРОЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ.
§ 1. Современные классификации методов построения музейных экспозиций.
В музееведении (и музеологии) вопросы музейного экспонирования всегда обсуждались как вопросы первостепенной значимости, но, как сказал классик отечественного музееведения Федор Иванович Шмит, «в области экспозиции все спорно, все зависит от точки зрения, и нет двух музееведов, которые по всем вопросам экспозиции могли бы констатировать свое полное единомыслие»15.
Известный ученый-эволюционист, создатель Дарвиновского музея А.Ф. Коте отмечал, что самым решающим для понятия «Музея» является показ «в форме приспособленной для амбулантного, т.е. производящегося «на ходу» ознакомления с ... «выставленными» материалами»16. Более того, он считал, что в отличие от институтов и лабораторий, «собственно научная, исследовательская роль музеев выражается лишь в разработке новых методов показа, в экспозиционной технике, т.е. в критическом анализе уже известных или в разработке новых методов или приемов экспозиции»1'.
Попытки создать обоснованную классификацию тех или иных методов, характерных для конкретных исторических этапов, предпринимались исследователями на протяжении всей истории музеев. В советский период наряду с Ф.И. Шмитом этой проблеме (помимо других) были посвящены
15 Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Л. 1929, стр. 243.
16 Коте А.Ф. О научно-исследовательской работе музеев. Труды Государственного Дарвиновского музея. Выпуск IV. Научно-исследовательская работа в естественнонаучном музее / Государственный Дарвиновский музей. - М., 2001.
17 Там же.
18
работы Н.И.Романова18, Н.М. Дружинина19, А.И.Михайловской20, А.Б. Закс21 и др. В двадцатом столетии методами построения экспозиции также занимались М.Т.Майстровская, Ж.Роллен, И.В.Худяков, Т.Даффи, М.Шерер, К.М.Газалова, У.М.Полякова, З.А.Огризко, Н.П.Финягина, Й.Бенеш, P.P. Клике, Е.А.Розенблюм, М.Гнедовский, Я.Н.Грачёв, Л.Каратеев, К.И.Рождественский, Д.Дэвис, Ж.Ландри, Ж.-П.Натали, А. Дскросс, Т.П. Поляков, Н. Никишин, В. Дукельский, Т.П. Калугина и др.
До сих пор, ввиду сложности поставленной задачи, эта проблема находится в стадии разработки. Однако прежде чем начать разговор о методах построения музейных экспозиций, хочется уточнить, что же такое этот, говоря современным языком, метод музейного проектирования, что такое экспозиционный прием и чем они отличаются друг от друга. Единого мнения на этот счет у музееведов нет. Об этом, например, говорит тот факт,
что такой способ организации экспозиции, как «экспонат в фокусе», одними
00
исследователями считается экспозиционным приемом (Шулспова Э.А. ), другие описывают его как метод построения экспозиции (Шляхтина Л.М., Фокин С.В.23).
В общем виде определение метода построения музейной экспозиции дано в научной разработке «Музейные термины» Центрального музея революции СССР: «Методы построения музейной экспозиции - методы экспозиционной работы, предполагающие определенный характер научной разработки экспозиционной темы, определенную последовательность научной подготовки и проектирования музейной экспозиции, определенные
1 &
Романов НИ. Местные музеи и как их устраивать. / Комитет по охране художественных сокровищ при Совете Всероссийских кооперативных съездов.- М., 1919.
19 Дружинин Н. Методы историко-революционной экспозиции И Музей Революции СССР. — Вып. 1. — М., 1927.
20 Михайловская Л.И. Музейная экспозиция: Организация и техника. — М., 1964.
21 Закс А.Б. Из истории экспозиционной мысли советских музеев. 1917-1936 // Труды НИИ музееведения. — Вып. 22. — М., 1970.
22 Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э.А. Шулепова. - М., 2010, стр. 240.
23 Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела. Учебное пособие. - СПб., 2000