Ви є тут

История музейного дела (до конца XVIII в.)

Автор: 
Грицкевич Валентин Петрович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2003
Артикул:
292785
179 грн
Додати в кошик

Вміст

л
3
Оглавление
Введение 4
Глава I. Источниковедение и историография истории музейного дела 23
1.1. Источниковедение истории музейного дела 23
1.2. Историография истории музейного дела 38
Глава II. Предмузейное собирательство 56
2. /. Мотивации предмузейного собирательства 56
2.2. Виды бытования предмузейных собраний 85
Глава III. Возникновение музея как социокультурного инезитута в период Возрождения 92
3.1. Возникновение художественного коллекционирования в Италии в Х]/ -XVI веках 92
3.2. Художественное коллекционирование за пределами Италии 121
3.3. Формирование научных коллекций в период Возрождения 137 Глава IV. Музейное дело в XVII в. и в период Просвещения (XVПI в.) 147
4.1. Коллекционирование и первые публичные музеи в XVII - XVIII веках 147
4.2. Художественные коллекции и музеи в различных частях Европы 168
4.3. Научные коллекции и музеи XVII - XVIII веков 207
Заключение 229
Примечания 234
Библиография 323
Указатели 397
4
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика работы. В ней впервые в отечественной литературе дано систематизированное представление о поэтапном развитии музейного дела в мире до конца ХУШ века и впервые в мировой литературе - теоретико-методические характеристики истории музейного дела и ее источниковедения и историографии.
Актуальность темы. Музеи занимают определенное место среди социокультурных институте сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации.
Ускорение эволюционной динамики знаний и представлений о реальной среде человека постоянно увеличивает объем элементов действительности, становящейся не пригодной для современного использования. На опасность естественной при этом утраты ясности самопонимания общество реагирует поисками социальной стабильности и исторического обоснования современности с помощью культивирования музейных предметов как материализованных предметных сред, реализующих ценности уходящей культуры. Как социокультурный институт, развивающийся современным обществом для предотвращения потери предметов, накопленных им в связи со своей культурной ценностью, музеи производят с этими предметами те же процедуры, что библиотеки с печатными изданиями, а архивы с историческими источниками. Общество не способно спасти эти предметы только одним их коллекционированием.
Музей представляет исчезающие из общества ценности и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Он подчеркивает их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.
Сегодняшнее музееведение ввиду появления перед ним новых усложняющихся задач вынуждено в силу своих внутренних потребностей по логике развития уделять внимание разработке теоретических и методологических проблем, в том числе осмыслению истории музейного дела, поскольку оно представляет собой оптимальную модель для изучения тенденций развития современного музейного дела с его противоречиями, с такими его неоднозначными слагаемыми, как нарастающая специализация музеев, «технизация» их деятельности, сопровождаемая ослаблением непосредственного контакта музееведа с посетителем, утрата традиций и т.д.
Использовать повышение интереса общества к предметно реализованным в музеях ценностям можно только с учетом и полезного многовекового опыта коллекционирования и музейной работы, и не оправдавших себя ее подходов и приемов. Это допустимо только при
39
историографии. Это: а) анализ совокупности исторических исследований по определенной проблеме или теме; и б) научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.
Историографические исследования по истории музейного дела сегодня отсутствуют. Предъявлять к ней те же требования, что и к общей историографии социально-политической истории, основные проблемы которой, благодаря долгой традиции существования общеисторических сочинений, достаточно освещены в существующей обзорной литературе, невозможно. Возможна лишь попытка осветить процесс развития историкомузейной мысли, которая до сих пор не предпринималась. Это может послужить отправным пунктом для многих будущих работ.
Объектом историо!рафии истории музейного дела можно считать совокупность факгов и явлений истории музейного дела и процесс его развития в конкретных формах проявления. Предмет историографии истории музейного дела - основные закономерности формирования и развития научных знаний по истории музейного дела и их функционирование в качестве социально-исторической информации.
В задачи историографии истории музейного дела входят поиски ответов на вопросы о том, какие историко-музейные проблемы изучены применительно к современному уровню музееведения с достаточной полнотой, какие изучались, но освещены неполно, какие не ставились, но в изучении их возникла потребность.
Историография истории музейного дела сопредельна со смежными и близкими ей разделами историографии - историографией истории общественной мысли, историографией истории культуры, историографией тех отраслей культуры, которые освещаются в музеях соответствующего профиля, а также с библиографией, информатикой, источниковедением истории музейного дела.
У каждой из этих дисциплин есть свои объект, предмет, цели и задачи изучения, хотя нередко отдельные из них частично совпадают с объектом, предметом, целями и задачами историографии истории музейного дела.
Источниками для историографии истории музейного дела (и, одновременно, историографической основой для отдельных ее частей) служат труды историков, прямо или косвенно исследовавших историю этой отрасли практики человеческой культуры.
В качестве источников историографии истории музейного дела привлекаются: по возможности, сохранившиеся материалы творческой лаборатории историков-музееведов, конспекты и выписки из источников и исследований, черновики и пробные наброски, варианты плана и текста, карточки, свидетельствующие о библиографических поисках. Используются также материалы творческих дискуссий, воспоминания, дневники, переписка историков, изучавших прошлое музейного дела, их личные документы, канцелярские источники, отражающие стадии развития исторических исследований (переписка с издательствами, отчеты о ходе выполнения запланированных работ по истории музейного дела и тому подобное109).
40
Элементы освещения исторического пути развития музейного дела с трудом прослеживаются со времени создания первых специальных обозрений музеев конца XVII - начала XVIII веков. В таких обзорах наряду с описанием музейных собраний приводились некоторые сведения об их формировании. Эти сведения не подвергались теоретическому осмыслению. Познавательное значение исгории музейного дела авторы подобных сочинений осознавали смутно.
До проведения коренных реформ в музейном деле (конец XVIII - начало XIX веков), когда в ряде стран Европы появились публичные музеи, и этот феномен потребовал своего историческою осмысления, сведения о его истории в трудах по описанию музеев практически не приводились.
Примером может служить сочинение «Музеография» Каспара Фридриха Енкеля (известного под псвсдонимом «Найкель»), изданное в 1727 г. Иоганном Канольдом с его дополнениями110. В этой книге на трех страницах описана история собирательства, возводимая к библейским персонажам и Аристотелю. В исторических сюжетах, попадавших в подобные музеографические описания, авторское осмысление и отношение к ним определяется с трудом.
Такие работы отражали ранний музеографический уровень знаний, когда перечисление и описание явлений музейного дела считалось вполне достаточным для его оценки.
В становлении взглядов музейной общественности на развитие музейного дела внесли свой вклад исследователи различных стран. При ограниченном объеме работия все их работы охарактеризовать возможности нет.
Для раскрытия сущности тенденций развития истории музейного дела в настоящем обзоре обращается внимание на монографические исследования, в которых эти тенденции проявились наиболее выраженно и получили наибольшее развитие.
С самого начала XIX века создавались работы, освещавшие отдельные стороны истории музейного дела. Повышение со второй половины XVIII века у представителей европейской художественно-литературной общественности интереса к греко-римской культуре нашло отражение в сочинении О.Беттигера «О музеях и античных собраниях. Археологическая лекция» (Берлин, 1808) . В нем перечисляются отдельные античные коллекции и связи с политическим развитием античных государств. Отдельные tKibi из истории коллекционирования в сочинении О.Бёттигера называются но не подвергаются анализу. Однако появление лекции
О.Бйттигера отражает возникший в начале XIX века интерес к историко-музейной **пке в Европе.
Внимо »к к истории музейного дела в Германии было закономерным ввиду оформления в этот период немецкого национального самосознания в связи с поражениями немецких государств в ходе наполеоновских войн. Интеллигенция немецких стран обратилась к историческому опыту, когда «Священная Римская империя германской нации» была крупнейшим и