Ви є тут

Информационное обеспечение музейной экспозиции : на примере Государственного исторического музея

Автор: 
Заславец Наталия Николаевна
Тип роботи: 
на примере Государственного исторического музея
Рік: 
2008
Артикул:
198636
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Методологические принципы использования информационных технологий в музейном проектировании § 1. Роль информационных технологий в музее в свете учения
Э. Тоффлера
§ 2. Изменение ценностного отношения к культурному наследию в историческом аспекте
§ 3. Современные информационные технологии в системе экспозиции музея
ГЛАВА 2. Информационные технологии в отечественном музейном проектировании
§ 1. Аудиовизуальные средства как предпосылка появления информационных технологий в экспозиции
§ 2 . Роль информационных технологий в пространстве экспозиции ГЛАВА 3. Деятельность Государственного исторического музея в сфере обеспечения информационной поддержки экспозиционно-выставочных проектов
§ 1. История развития информационной поддержки экспозиции и временных выставок Государственного исторического музея § 2. Методика создания и внедрения информационных технологий в музейной экспозиции ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
3
Введение
Актуальность исследовании. Несмотря на то, что предпосылки внедрения информационных технологий в отечественное музейное дело зарождались еще в 1970 - 1980 гг., отличительной чертой периода 1990-х гг. стало активное использование в музейной практике новых информационных технологий. В значительной степени этот процесс, продолжающийся по сей день, обусловлен быстрым развитием технических средств создания, презентации и хранения информации.
В отличие от создания музейных электронных каталогов, необходимость применения цифровых средств в музейном проектировании в течение некоторого времени оставалась спорным вопросом, поскольку считалось неуместным использование современных технических средств в экспозиции как храме, где посетитель общается с прошлым. Однако практика показала, что музейная сфера должна учитывать специфику современного развития общественной жизни.
Начало нового века и нового тысячелетия ознаменовалось бурным процессом создания информационных продуктов для музейных экспозиций, в результате которого интегрирование информационных технологий в экспозиционном пространстве стало обычным явлением в музейной практике. Важность решения проблем музейной коммуникации заставляет музейных специалистов искать новые приемы повышения эффективности экспозиций. Информационные ресурсы в музейном проектировании стали обязательным элементом для придания музею статуса современного. Появилась проблема правомерности использования исследуемых технологий и качества содержания демонстрируемого в экспозиции информационного продукта.
На данный момент практика опережает теоретическое обоснование процесса использования информационных средств в музейной экспозиции. Информационное обеспечение экспозиции входит в структуру музееведения как научной дисциплины и требует научного подхода в определении его
18
экспозиционной и образовательной деятельности музеев» (г. Москва, ГИМ, 2005 г.), научной конференции «Иностранные языки в науке и культуре» (г. Москва, МГУКИ, 2005 г.), международном «круглом столе» «75 лет творчества и созидания: наука, культура, образование XXI века» (г. Москва, МГУКИ, 2005 г.), юбилейной научно-практической конференции
«Исторические музеи в гуманитарном пространстве России» (г. Москва, ГИМ, 2008 г.).
Материапьт диссертационной работы использовались при разработке учебной программы «Информационные технологии и технические средства в музее» (сост. H.H. Заславец, Г.Л. Силантьев, 2005 г.) и при чтении лекций по курсу «Автоматизированные информационные системы в сфере культурного наследия» на кафедре музееведения МГУКИ.
Структура исследования включает введение, гри главы, заключение, список источников и литературы и приложение.
19
Глава I. Методологические принципы использования информационных технологий в музейном проектировании
§ 1. Роль информационных технологий в музее в свете учения
Э.Тоффлсра
Постоянные изменения, происходящие сегодня во всех сферах человеческой жизнедеятельности, привели к потребности поиска адекватных и убедительных объяснений со стороны современных философов, социологов и футурологов, а также со стороны специалистов во всех областях, которые остро чувствуют малейшие изменения в конкретной области знания. Примерно с 60-х гг. XX в. в литературе все чаще встречается термин «информационное общество».45 Сейчас не существует четкого определения этого понятия, поскольку оно вмещает в себя самые общие представления о дальнейших преображениях нашей цивилизации. Среди современных исследователей нет общего мнения в отношении оценки теории информационного общества, поскольку ее анализ осуществляется в соответствии с конкретными общественными изменениями. Вместе с тем, на наш взгляд, не стоит понимать теоретиков постиндустриального, информационного общества буквально, поскольку большинство из них не ставило задачу предсказать будущее, для многих из них главное заключалось в попытке проанализировать настоящее, дать общее видение проблем
46
современности и попытаться предупредить о нежелательных последствиях . Общее гуманистическое направление теории информационного общества обусловило необходимость определения функционального места в ней такого социокультурного образования как музей.
Основу понимания «информационного общества» как совершенно повой стадии развития можно увидеть в работах социолога и футуролога Э. Тоффлера. «Мир, который возникает с огромной скоростью из столкновения новых ценностей и технологий, новых геополитических отношений, новых
45 Термин «информационное общество» был введен в научный оборот в начале 1960-х гг. фактически одновременно в США и Японии Ф. Махлупом и Т.Умесао, авторами, получившими широкую известность исследованиями в области динамики развития наукоемких производств.
!6 Имеются в виду Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, Дж. НеЙсбит, Э. Тоффлер.