2
Содержание
В Е5ЄДЄНИЄ
Глава 1. Историко-этнографический музей как социокультурный
институт XXI века.
1.1. Историко-этнографический музей в пространстве современной
культуры
1.2. Социальные функции историко-этнографических музеев
1.3. Современные направления в социокультурной деятельности
историко-этнографических музеев: методологический аспект
Глава 2. Роль историко-этнографических музеев в решении проблем
социокультурной адаптации подрастающего поколения
2.1. Социокульурная адаптация молодёжи в современном обществе. Анализ проблемы
2.2. Практический опыт музеев США в разработке социальных проблем подрастающего поколения
2.3. Социокультурная проектная деятельность историко-
этнографических музеев в России.
2.4. Этноархеологические образовательные программы. Психологопедагогические аспекты.
Глава 3. Формирование этнической и межкультурной толерантности
музейными средствами.
3.1. Историко-этнофафические музеи и актуальные проблемы многонационального общества
3.2. Мультикультурализм и этническая толерантность: музейно-
педагогический опыт США
3
3.3. Воспитание культуры толерантности как составляющая образовательных проектов историко-этнографических музеев России
Заключение
Литература
16
4) обобщить опыт музеев России и США в создании музейно-педагогических программ по социализации подрастающего поколения в современном обществе;
5) проанализировать музейно-педагогический опыт России и США в разработке проблем межкультурной и этнической толерантности. Методологические и теоретические основы исследования. Теоретико-методологической основой исследования является
понимание музея как социокультурного института и концепция культуры, согласно которой культура представляет собой сложноорганизованную, целостную, исторически развивающуюся систему. Исходя из этой концепции, музей рассматривается в данном исследовании как один из элементов целостной системы культуры.
Также теоретико-методологическая база диссертационной работы представлена общенаучными принципами познания общественных явлений, теоретическим анализом и обобщением культурологической, музееведческой, этнографической, социологической, философской и общественной литературы по заявленной проблеме. В процессе работы над диссертацией были использованы исторический, системный, структурно-функциональный подходы. Теоретической и методологической основой работы послужили результаты исследований в области социологии, социальной психологии и социологии молодежи, результаты прикладных социологических исследований по проблемам социализации детства.
Междисциплинарные связи культурологии с другими гуманитарными дисциплинами - музееведением, историей, этнографией, социологией и др. - способствовали комплексному анализу предмета исследования.
Институциональный подход при исследовании историкоэтнографических музеев позволил оценить их социокультурные функции в разнообразных аспектах. Предметный подход дал возможность
исследовать изучение и использование музейных предметов в этнографических коллекциях. Для решения поставленных задач применялся также историко-аналитический метод, позволяющий провести сравнительный анализ деятельности разных музеев в контексте развития музейного дела в разные периоды истории
Применение сравнительно-исторического метода и метода сравнительного анализа эмпирических данных позволило сравнить музейно-педагогические стратегии музеев России и США.
Научная новизна диссертационного исследования.
1. Показано значение историко-этнографического музея как социокультурного института в контексте • социокультурной ситуации, сложившейся в обществе в конце XX - начале XXI вв.
2. Исследованы и систематизированы современные направления в культурно-образовательной деятельности историко-этнографических музеев России, определены социально-политические и культурные факторы, влияющие на развитие этой деятельности.
3. Обозначены современные социокультурные проблемы подрастающего поколения, связанные с предметной областью музейной этнографии и отраженные в практике историко-этнографических музеев, такие, как социализация детей и подростков, социальная справедливость, проблемы взаимопонимания между молодежной и «взрослой» средой, культурная и этническая идентификация.
4. Обобщен опыт российских и американских музеев в создании музейно-педагогических программ по социокультурной адаптации подрастающего поколения в современном обществе.
5. Проанализирован музейно-педагогический опыт России и США в разработке проблем межкультурной и этнической толерантности.
6. Показано, что культурЕЮ-образовательная деятельность историкоэтнографических музеев, являющаяся сегодня приоритетной, должна
- Київ+380960830922