Ви є тут

История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII веков

Автор: 
Важинская Ирина Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. культурологических наук
Рік: 
2004
Артикул:
198668
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
*
Глава I. Социально-политические и культурные условия и предпосылки создания художественных коллекций в Англии ХУ1-ХУИ веков............31
1.1. Художественное коллекционирование как особый социокультурный феномен.............................................................31
1.2. Влияние социально-политического развитие общества и культуры Англии ХУ1-ХУН веков на процесс формирования художественных коллекций 45
Глава II. Художественное коллекционирование в Англии XVI - XVII веков в
общеевропейском историко-культурном контексте.......................72
11.1. История создания художественных коллекций в Англии XVI — XVII веков
как отражение социокультурных потребностей общества.................72
0 11.2. Анализ комплекса и характера художественных предметов музейного
значения в английских коллекциях XVI - XVII веков..................106
П.З. Основные тенденции развития и этапы становления художественного коллекционирования в Англии в XVI - XVII веках.....................151
Заключени е........................................................159
Примечания.........................................................164
Библиография.......................................................208
Приложения..........................................................229
3
Введение
Актуальность темы. В начале XXI века проблема осмысления феномена музея как составной части мировой культуры остается актуальной для музееведов и историков культуры всех стран мира. Актуальность темы диссертационного исследования определяется все возрастающим интересом к проблемам интерпретации специфического музейного отношения к действительности, результатом которого является создание музейных коллекций..
В отечественном музееведении в последнее время активно разрабатываются информационно-коммуникативная и информационносемиотическая концепции музея. Музеи XXI века как информационнокультурные центры, обладающие огромными гуманитарными и художественными ценностями, играют важную роль в культурном развитии общества. Музей, как хранитель духовного опыта и «окно» в мир художественной реальности, имеет особое значение для формирования ценностных ориентаций и приоритетов личности в пространстве культуры. В музее сопряжены глубинный смысл культуры и се сакральные ценности1.
«Культурные ценности», «непреходящее наследие» нашли наиболее полное воплощение в таком социальном институте, как художественный музей. В XIX веке в эпоху романтизма сформировалось представление о том, что «наследие должно стать по возможности полным резервуаром, где хранится искусство прошлого: в зависимости от движения современного искусства из него могут быть извлечены и выстроены в упорядоченные ряды традиции любые наборы актуализируемых художественных ценностей»2.
Все это делает весьма своевременным внимательное изучение вопросов, связанных с накоплением и использованием культурного наследия в интересах общества, с определением новых подходов к решению проблемы «культура и общество».
В работах отечественных исследователей художественный музей рассматривался в различных аспектах: музей как социально-эстетический
25
Объектом, исследования является феномен художественного коллекционирования в культуре Великобритании ХУ1-ХУН веков.
Гипотеза диссертационного исследования заключается в том, что на
• протяжении XVII века, когда художественное коллекционирование в Великобритании становится самостоятельным феноменом культуры и важной составляющей общественной жизни, в рамках частных коллекций постепенно формируются черты будущих публичных музеев.
Предмет исследования — закономерности и направления художественного коллекционирования в Великобритании в ХУ1-ХУ11 веках.
Цель. исследования - выявить особенности эволюции частных художественных собраний, их разновидности и предмузейные формы коллекционирования в Великобритании в ХУ1-ХУИ веках.
Задачи диссертационного исследования:
• выявить причины возникновения художественного коллекционирования в Англии как особого социокультурного феномена;
«• • определить социально-политические, культурные и другие
факторы, оказывавшие влияние на развитие художественных коллекций в Англии ХУ1-ХУ11 веков;
• исследовать историю создания английских художественных коллекций в указанных хронологических рамках;
• провести анализ комплекса и характера художественных предметов музейного значения и установить причины, по которым на первый план выдвигалась определенная тематика художественных коллекций;
• определить основные этапы становления и тенденции развития художественных коллекций в исследуемый период;
• выявить общие черты и специфические особенности предмузейного коллекционирования в Англии в XVI - XVII веках в сравнении с другими
* европейскими странами;
• определить роль предмузейных форм коллекционирования в формировании будущих музеев Великобритании.
26
Методологической основой исследования является системный анализ предмузейных явлений и процессов, строящийся на положениях философии исторического познания, теории и методики исторического источниковедения и
• на концепции культурологии, согласно которой культура представляет собой целостную сложноорганизованную исторически развившуюся систему. Диссертационное исследование берет за основу подходы к осмыслению художественного коллекционирования как части мировой культуры, выработанные такими отечественными и зарубежными исследователями XX века, как Ж.Базен (1967), К.Помян (1975, 1978, 1987, 1988), М.С.Каган (1987, 1994, 1996), С.Н. Иконникова (1986, 1987, 1996), С.Т.Махлина (1983, 1995, 1999), С.М.Пирс (1994), Т.П. Калугина (1988, 1991, 2001), В.П. Грицкевич (1997, 2001), Т.Ю.Юренева (2003).
Методы исследования.
Для анализа процесса создания и становления предмузейных художественных коллекций и рассмотрения вопросов изменения тематики и
• содержания частных собраний ХУ1-ХУП веков в Англии применяется историко-генетический метод, который- позволяет рассматривать художественное коллекционирование в развитии.
Историко-системный метод дает возможность рассмотреть историю художественного коллекционирования в определенной системе, то есть» изучить предмузейные собрания в системе культуры Англии ХУ1-ХУ11 веков.
При изучении художественного коллекционирования в /Чнглии в исследуемый период было важно опираться на современное понимание основной историко-культурной проблематики рассматриваемой эпопеи. Метод историко-культурного анализа позволяет обозначить и изучить вопросы, связанные с восприятием, эстетической оценкой памятников Античности и Возрождения и непосредственно с их коллекционированием частными » собирателями. С помощью историко-культурного метода возможно объяснить складывание той или иной коллекционерской концепции, поскольку частные предмузейные коллекции нередко отражают индивидуальные взгляды на собирательство отдельных людей, вовлеченных в исторический процесс.