Оглавление
Список сокращений 4
Введение 5
Глава 1. Анализ категориального аппарата музееведения 16
§ 1. Содержание понятия «музей» 16
§2. Функции музея в системе социальных отношений 34
§3. Трансформация содержания понятия «культурные ценности» в источниках международного права 42
§4. Понятие «культурное наследие» в источниках международного права 58
Глава 2. Музейное право: понятие, история становления, специфические черты 63
§1. Обзор опубликованных работ, посвященных правовому
регулированию музейной деятельности 63
§2. Понятие музейного права 66
§3. Специфические черты (особенности) музейного права 75
§4. Место и роль музейного права в музейном деле 78
Глава 3. Нормативная система музейного дела 84
§1. Структура источников музейного права 84
§2. Анализ источников музейного права 86
§3. Структура принципов музейного права 99
§4. Этические принципы в основе принципов музейного права 103
Глава 4. Принципы музейного права 105
§1. Изменение содержания принципа защиты культурных ценностей, сохранения и поощрения многообразия культуры 105
§2. Принцип свободного перемещения культурных ценностей 154
§3. Принципы доступности к , культурным учреждениям и
публичности представления культурных ценностей; всеохватываемости и взаимности культурного сотрудничества 200
2
§4. Место принципов музейного права в системе принципов международного права 213
Заключение 223
Приложения (1-11) 227
Список литературы 267
3
ценностей в их исторической, культурной и природной среде в научно-. исследовательских, культурно-просветительских и туристско-экскурсионных целях.
Вследствие того, что речь идет о государственных музеях-заповедниках, учреждающим их собственником, может быть государство. В Модельном законе, в отличие от Уставов ИКОМ разных лет, подчеркивается принцип целостности коллекции и по-иному освещаются цели создания музея. Сравнение двух видов определений дано в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Задачи и цели музея по Уставу ИКОМ (2001) и Модельному закону о
государственных музеях-заповедниках (2001)
Вид учреждения Объект охраны Задачи (функции) музея Цели музея
2001 Устав ИКОМ Любой, удовлетворяющий дефиниции музея Материальные свидетельства о людях и среде их обитания Служение развитию общества посредством приобретения, хранения, исследования, популяризации и экспонирования материальных свидетельств о людях и среде их обитания Изучать материальные свидетельства о людях и среде их обитания, образовывать и удовлетворять духовные потребности мировой публики
2001 Молельный закон о государственных музеях- заповедниках Учреждение культуры Целостные историко-культурные и природные комплексы, материальные и духовные ценности в их исторической, культурной и природной среде Обеспечение сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных историко-культурных и природных комплексов, материальных и духовных ценностей Научно- исследовательские, культурнопросветительские и туристско-экскурсионные
Сравнение информации, представленной в таблице 1.2, позволяет выявить глубин}' различий между определениями музеев по уставу ИКОМ и Модельному закону. Разница видится в идеологии описания термина «музей» и категориях объектов, подлежащих охране. Вследствие того, что Модельный закон рассматривает более узкую предметную область (государственные музеи-заповедники), нежели Устав ИКОМ и Рекомендация ЮНЕСКО 1960 г.,
27
организационно-правовые формы учреждений, в которых создаются музеи, различны.
Действительно, в Модельном законе описываются исключительно государственные музеи-заповедники, а не музеи вообще, что сделано в Уставах ИКОМ разных лет и Рекомендации ЮНЕСКО 1960 г. Уставы ИКОМ допускают создание музеев субъектами публичного и частного права, в то время как собственником музея-заповедника, определение которого дается в Модельном законе, выступает государство. Из разнообразия организационноправовых форм Модельный закон признает возможность создавать музей-заповедник в форме учреждения культуры, не раскрывая впрочем это понятие.
Отметим, что словосочетание «учреждение культуры» используется в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»1. Учреждениями культуры признаются российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры (понятие «организация культуры» дается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре2).
Следовательно, под учреждением культуры следует понимать юридическое лицо, осуществляющее образовательную, научную либо культурную деятельность и не ставящее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности. Один из видов культурной деятельности -деятельность музеев различного профиля. Эта позиция поддерживается ЮНЕСКО в Рекомендации о международном обмене культурными ценностями (Найроби, 1976), в которой под культурным учреждением понимается любое постоянное учреждение, используемое в общественных интересах для
1 СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1799.
2 ВВС РФ. 1992. №46. Ст. 2615.
28
- Київ+380960830922