Ви є тут

Экскурсионная деятельность краеведческих музеев в системе дополнительного образования юга Западной Сибири на рубеже XX - XXI вв.

Автор: 
Киселева Мария Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
300720
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение......................................................................3
Глава 1. Музеи и экскурсионное дело в России XIX - нач. XXI вв.
1.1.История отечественной экскурсионной работы в контексте педагогики, музейной деятельности и в туристической сфере............................17
1.2.Теория и методика экскурсионного дела в отечественных музееведческих исследованиях............................................................45
Глава 2. Краеведческие музеи юга Западной Сибири (Кемеровская и Томская области, Алтайский край) и экскурсионная деятельность в системе дополнительного образования детей на рубеже XX - XXI вв.
2.1.Экскурсионная работа краеведческих музеев юга Западной Сибири
(Кемеровская и Томская области, Алтайский край)..........................66
2.2.Экскурсионная работа учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности..............................85
Глава 3. Специфика модели краеведческой экскурсии
3.1.Модель «краеведческий музей - учреждение образования» в современной
экскурсионной практике..................................................104
3.2.0собенпости реализации модели в проекте «Учебно-тематический экскурсионный маршрут».............................................122
Заключение........
Список литературы
Приложения........
140
146
169
Введение
Актуальность темы исследования. Важнейшим условием модернизации общества выступает сохранение культурно-исторического наследия страны как основы инновационных процессов в экономике, промышленности, науке и, в том числе, в отечественной культуре. Культура регионов, выступая в качестве национального достояния и духовно-нравственной основы Отечества, направлена на самосохранение и развитие современного российского общества. Исключительная роль в поли-культурном пространстве Российской Федерации принадлежит краеведческим музеям, которые, сохраняя местные культурно-исторические и естественнонаучные ценности, способствуют комплексному развитию региона, создают условия единения различных общностей, утверждают в этносоциальной среде нормы взаимодействия, формируют толерантность.
Культуросозидающий потенциал краеведческих музеев реализуется посредством экскурсионной деятельности, которая, включая индивида в культурное пространство, формирует познавательную активность и интерес к изучению родного края, воспитывает уважительное и бережное отношение к своему историко-культурному наследию, духовно обогащает, совершенствуя знания о малой родине.
Экскурсионная деятельность, продуктивно раскрывая культурный ресурс краеведческих музеев, обеспечивает самореализацию молодого человека в личностных и социальных ипостасях, содействует развитию социально-активной, культурно-образованной, нравственно здоровой личности.
Особую значимость в контексте модернизации российского общества, в том числе, модернизации отечественного образования на рубеже XX — XXI вв., приобретает актуализация потенциала краеведческой работы, ее востребованность. Эффективность экскурсии как формы сетевого взаимодействия в культурных коммуникациях определяется ее важным психолого-педагогическим содержанием, репрезентирующим «общее поле» деятельности личностно-ориентированных образовательных учреждений. Экскурсия - специфический вид музейной краеведческой деятельности, с одной стороны, решает проблему музейной аудитории, а с другой, усиливает вариативную составляющую учреждений образования и культуры.
рограде, губернским отделом народного образования был создан Научно-исследовательский экскурсионный институт, который разрабатывал методические и организационные проблемы экскурсионного дела в сфере школьной, внешкольной и музейной.
С первых лет Советского государства наблюдается активное взаимодействие музеев с образовательными учреждениями в сфере экскурсионной работы. Музейным экскурсионным делом ведал Музейный отдел Наркомпроса РСФСР, созданный 1 мая 1918 г.: объединение руководства музеев и народного образования в системе Наркомпроса РСФСР, сыграло определяющую роль в регулировании их взаимоотношений, тем более что постановления Коммунистической партии и правительства нацеливали на развитие различных форм внешкольного образования, что имело непосредственный выход на деятельность музеев.
С реформированием народного образования, государственные акты и постановления обязывали музеи устанавливать творческие, рабочие контакты со школой, путем участия своими средствами в учебном процессе. Циркулярное письмо «Экскурсионная работа и ее учет», утвержденное Наркомпросом в ноябре 1922 г., отмечая трудности строительства новой школы, необеспеченность наглядности, предметности и трудового обучения, выделило экскурсионно-исследовательский метод как основу для последующей образовательной работы. Постановление В ЦИК и СНК РСФСР «О музейном строительстве в РСФСР» (20 августа 1928 г.) определило задачу «наивысшего приближения музея к запросам школы и профтехнического образования и массового просвещения». Постановление ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932 г.) выдвинуло задачи установления непосредственной связи музеев со школой и местными органами народного образования. [2, с. 8] Наркомпрос предлагал музеям «наметить применительно к программе начальной и средней школы темы экскурсий по материалу данного музея», «разработать совместно с учительством и детскими организациями методику школьных экскурсий», «наладить консультацию педагогов и учащихся», т.д. [78, с. 176] Все эти меры способствовали налаживанию контактов музеев со школой в сфере экскурсионной работы, увеличению их посещаемости
27
школьными группами, повышению качества экскурсионного обслуживания (разработка методики школьной экскурсии и занятий с учащимися).
Активное обсуждение взаимодействия музеев с образовательными учреждениями проходило на страницах журнала «Советский музей», вышедшего в свет в 1931 г. Авторы статей рассматривали эффективность экскурсионной работы со школьниками, ставили вопросы планирования тематики учебных экскурсий в общем учебном плане школы, анализировали причины, препятствовавшие участию музея в образовательном процессе. В частности отмечалось недооценка органами народного образования роли музея и его возможное использование для целей школы, отсутствие средств на учебные экскурсии, не включение их в программы школ, не учиты-вание сотрудниками музеев детских запросов и интересов, слабое знание школы со стороны экскурсоводов музея. [121, с. 85 - 94; 143, с. 34 - 40; 147, с. 20 - 26; 155, с. 58 - 64; 219, с. 89 — 90] В качестве положительных моментов в статьях отмечались: большая конкретность проводимой экскурсионной работы, умение проследить и использовать самодеятельность детей, заинтересовать их тематикой, организацией музейных игр, а также, плановость и согласованность работы музея с работой других учреждений, главным образом со школами, сотрудничество с крупными организациями (департаментами просвещения, университетами, научными институтами), которое делало возможным осуществление мероприятий в широком масштабе. [122, с. 67-71; 193, с. 76-85; 194, с. 46-51]
Опыт социокультурной деятельности музеев в образовательной сфере подвел 1 Всероссийский музейный съезд (декабрь 1930 г.), выводы и методические рекомендации которого во многом предопределили дальнейшее развитие отечественной экскурсионной работы: во-первых, «посещение музеев школьниками не должно быть эпизодичным, это должно быть интегральной частью школьной работы, т.е. должно входить в программу школы, причем преподаватель также должен в обязательном порядке прорабатывать темы предварительно в музеях»; во-вторых, сквозные экскурсии не должны господствовать в практике экскурсионной работы музеев, необходимо обратиться к построению тематических маршрутов; в-третьих, «необходимо повысить квалификацию педагогов в смысле овладения методики музейной
28