Введение З
Глава 1. Музей и город......................................... 20
§1. Музей как форма локальной культуры........................... 20
§2. Нижний Новгород в пространственно-временном отношении 26
§3. Нижний Новгород в конце XX века............................ 36
§4. Культурный потенциал города. Культурная столица или провинция? 44 §5. Нижегородские музеи в культурном пространстве города от
основания до 1985 года........................................... 53
§6. Характеристика музеев Нижнего Новгорода в 1990 -ые годы 60
Глава 2. Система государственных и муниципальных музеев Нижнего Новгорода: поиск оптимальных решений их
функционирования................................................. 96
§ 1. Музей в системе городских сообществ......................... 96
§2. Социальные функции современного музея........................ 112
§3. Музейная аудитория............................................ 130
§4. Музейные здания и состояние недвижимых памятников............. 154
Глава 3. Место и роль промышленных музеев в культурной жизни
Нижнего Новгорода: проблемы и перспективы...................... 171
§1. Промышленные музеи Нижнего Новгорода - от основания до
современности.................................................... 171
§2. Проект создания на базе промышленных музеев Нижнего Новгорода
«Музея города Горького»........................................... 176
Заключение........................................................ 194
Список сокращений................................................. 199
Список источников и литературы................................... 201
Приложение. Аннотированный список музеев Нижнего Новгорода... 219
2
ВВЕДЕНИЕ
Последние 15 лет стали для российских музеев, как и для всего российского общества, переломными. Закончил своё существование Советский Союз, а вместе с ним и выстраивавшаяся на протяжении десятилетий огромная идеологическая и пропагандистская машина, составной частью которой были музеи. Ситуацию в большинстве региональных музеев, вне зависимости от их профиля, в основном можно было охарактеризовать как «унифицированную» (похожие структуры, похожие коллекции, похожие виды деятельности, похожее положение в обществе), «закрытую», «консервативную». Соответственно новая социокультурная ситуация серьезно скорректировала работу музеев. После многих лет удручающего однообразия важной проблемой отечественных музеев стала индивидуализация, обретение ими собственного лица. Сегодня хороший музей - это музей необычный, не похожий на остальные, такой, который мог появиться лишь здесь и теперь, в конкретном регионе, конкретной местности, для решения задач культурного развития конкретных сообществ, то есть музей, неразрывно связанный с историей и культурой места. Уже недостаточно было делать музей «по методикам», универсальным рецептам из центра- какими бы они не казались удачными.
Каждый регион, каждая территория, каждый город уникальны, они обладают историко-культурным потенциалом, который может быть использован для их развития и формирования сознания людей. Необходимо определение региональным сообществом своего места во времени и пространстве. Это определение, этот поиск может происходить с помощью таких понятий, как «история», «память», «наследие», выявление «лица» и «души» территорий и местных «мифов», вовлечение в оборот историко-культурного наследия. Важную роль в этом процессе могут и должны играть музеи. Необходимо осознать своеобразность каждого региона и согласно этому строить мрей, ведь любой провинциальный мрей является по своей сути - краеведческим.
3
просветительской, художественной5 Поэтому при всем многообразии определения «музей» - наличие музейного предмета необходимо.
Сегодня наблюдается определенный разрыв между теорией и практикой в музейном деле. На наш взгляд нельзя говорить о каком-то одном, общем определении понятия «музей». Безусловно, есть нечто общее между всеми' музеями - наличие коллекции, экспозиции, посетителей. Однако музеи не только разных стран, но и разных регионов находятся в абсолютно разном социально-политическом контексте. Тот факт, что все эти учреждения носят одинаковое название - музей, может ввести в глубокое заблуждение и подтолкнуть к нелепым обобщениям. Так, музеи разных субъектов Российской Федерации оказываются совершенно разными по сути институциями. Например, музеи Москвы и Санкт-Петербурга это часть туристской инфраструктуры, в то же время музеи ряда республик в составе России стали, особенно в. начале 1990-х годов, «рупором» националистической позиции местного руководства.
Необходимо отметить, что роль регионального музея в локальном культурном пространстве может быть гораздо выше, чем в Москве или Санкт-Петербурге, где конкуренция среди учреждений культуры необычайна высока, и музей просто «теряется» среди других музеев, галерей, выставочных залов. Региональный же музей может стать подлинным центром притяжения самых разных слоев общества, он может быть местом пересечения различных сообществ с самыми разными интересами. Современный музей может выступать не только в качестве образовательного и научного учреждения, но и в качестве развлекательного центра, сохраняющего музейную специфику.
Российские регионы отличаются многообразием: разнообразием территории, природно-ландшафтными и климатическими характеристиками, этническим составом населения, традициями, ремеслами и промыслами, и
5 Поляков Т.П. Музейное проектирование и мифы 21 века // Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии. - М.: РИК,
2002-С. 211.
другими компонентами, составляющими уникальность и самобытность конкретного региона. Как отмечает нижегородский историк, профессор В. П. Макарихин: «Наш Нижегородский край является классическим по характеру, географическому факторам, межэтническим связям в рамках смешанной формы цивилизации, к которой относится Россия»6. Но сколь типичен этот край, столь он и оригинален. Культура Нижегородского края по своему типу не относится к культуре с доминированием городской культуры губернского центра, а является особым типом провинциальной культуры, характеризующейся сочетанием «традиционных» и «европеизированных» элементов, с явным преобладанием первых7
Однако при всем уважении к сельской культуре, в работе рассматривается именно город Нижний Новгород, поскольку сегодня история «делается» именно в городах. Сегодня каждый второй житель Земли живет в городах, а к 2020 году по прогнозам этот показатель приблизится к
о
60% , а к 2100 по прогнозам известного израильского архитектора Миха Бурта - 90%.
«Город, — по утверждению известного ученого И.М. Гревса, — сильнейший и выразительный носитель... культурно-творческого труда человечества, критерий его успешности, но и его кризисов, остановок, колебаний и катастроф. Благосостояние города служит источником и мерилом процветания культуры, а упадок — симптомом опасного недуга культуры»9.
Богатство города, особенно крупного, заключается в конфликтах и контрастах, которые питают способность к творчеству. Об этом говорил и генеральный директор ЮНЕСКО: «Мы должны верить, что именно с
6 Цит. по Борисов С.В. Нижегородский регион// «Рсгионология». 1994. № 2-3. - С.
136.
7 Каулсн М.Е. Жизнь традиции. Нижегородское Поволжье. // Русская провинция. Культура 18-20 вв. - М., 1992 - С. 30-31.
Музей и город. От редакции. // Международный журнал Museum. Русское издание, 1996,№1 (187)-С. 3.
9 Цит. по: Урбанизация и культурная жизнь Сибири: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: 1999. - С. 4.
- Київ+380960830922