Содержание
Ведение...................................................................3
Глава. Теоретико-методологический анализ феномена игры................13
1.1. Философско-культурологические основания игры........................13
1.2. Психолого-педагогические аспекты игры.............................. 35
Глава. Игровые стратегии современного искусства.......................52
2.1. Роль модернистских идей в развитии игровых стратегий искусства второй половины XX - начала XXI века и игровые
принципы постмодернизма..................................................52
2.2. Содержание и векторы стратегий современного искусства...............67
Глава. Игра как концептуальная составляющая деятельности музея
современного искусства...................................................90
3.1. Игровые принципы в архитектуре и организации
экспозиционного пространства музея.......................................90
3.2. Игра как метод реализации культурно-образовательного
потенциала музея........................................................116
Заключение..............................................................141
Список использованной литературы........................................148
Приложения
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Игра - особый вид деятельности, который присущ человеку на протяжении всей жизни и проникает во все сферы его существования. Это понятие многомерно и может рассматриваться как междисциплинарное. Изучение феномена игры предпринималось различными науками: философией, математикой, антропологией, психологией, педагогикой, культурологией и многими другими. Для музееведения принципиально важно ее осмысление как явления культуры, и влияния на разностороннюю деятельность музея. В поле данного исследования лежат различные модификации игры, понимаемой как творческий принцип, ключевое понятие эстетики, как основа развития человека. В то же время, она рассматривается как метод, искусственно смоделированная ситуация. Сегодня культура в целом насыщена игрой, и часто через нее реализуется в различных проявлениях, и более всего в актуальном искусстве. Возникновение новых институций современного искусства, их интенсивное развитие и возрастающий к ним интерес свидетельствуют о потребности общества в придании статуса музейности тому, что еще недавно воспринималось лишь недолговечной сенсацией.
В быстро меняющемся мире музей остается социокультурным институтом, чутко реагирующим на объективные и субъективные факторы, стимулирующие его к поиску способов решения возникающих проблем отбора, сохранения, интерпретации и включения в коммуникативные процессы объектов современного искусства. И вместе с тем, музей является константой, дающей новой художественной реальности возможность утвердить свое вневременное значение. Исследование искусства XX века с момента коренного переворота в его начале, связанного с изменениями эстетических и культурных норм, появлением принципиально новых художественных кодов, отношением к созданию произведения и его восприятию, позволило рассматривать игру как
У
одну из смыслообразующих и структурообразующих доминант современного искусства.
3
феномена.игра и ее значения, но психологический аспект рассмотрен автором в данной работе в следующем параграфе.
В немецкой классической философии на первый план был выдвинут эстетический аспект игры. Иммануил Кант в «Критике способности суждения», рассуждая об искусстве и эстетических феноменах, часто упоминает «о свободной игре познавательных способностей», игре душевных сил, воображения и разума. Такая игра доставляет удовольствие, лежит в основе эстетического вкуса и ведет к постижению сущностей. По Канту существуют только три вида прекрасных, искусств: словесное, изобразительное и искусство игры ощущений (в качестве впечатлений внешних чувств). К словесным искусствам он относит красноречие и поэзию: «Красноречие - это искусство заниматься- делом рассудка как свободной игрой воображения; поэзия -заниматься свободной игрой воображения, как делом рассудка». [68; с. 187] Изобразительные искусства или искусства «выражения идей в чувственном созерцании» - это либо искусство чувственной истины, либо- искусство чувственной иллюзии. Первое называется пластикой, второе живописью. Оба они создают в пространстве образы для выражения идей. Одно создает образы, воспринимаемые двумя чувствами, зрением и осязанием (хотя осязание предназначено не для ощущения красоты), другое - образы, воспринимаемые только зрением. В основе того и другого в воображении лежит эстетическая идея (агсЬе1уроп, прообраз); образ же, который составляет выражение этой идеи (е1Цуроп, воспроизведение), дается либо в его телесной протяженности (так же. \ как существует сам предмет), либо так, как он рисуется глазу (по его видимости
I на плоскости); или, при воспроизведении, условием рефлексии делают либо
• отношение к действительной, цели, либо лишь видимость этой цели. К
искусству прекрасной игры ощущений Кант относит музыку и искусство колорита, «которые возбуждаются извне, но игра которых должна обладать всеобщей сообщаемостыо». [68; с. 51]. Илра и художественная деятельность, по мнению Канта, схожи тем, что они обе свободны. Они, в отличие от деловых занятий, не преследуют внешнюю (утилитарную) цель. Поэзия, музыка и другие искусства - это свободная игра душевных сил человека.
17
Комментируя философию Канта, исследователь Демидов А.Б. справедливо отмечает, что «поэзия, как и игра, создает иллюзию — «играющую видимость». Но эта иллюзия не имеет цели обмануть легковерных людей. Наоборот, она помогает в постижении сухой и бесцветной истины, придавая ей видимые очертания, наполняя ее красками чувств.
Те иллюзии, которые просто обманывают нас, вызывают неприязнь, когда обман раскроется. Но поэтическая иллюзия не лжет, а играет воображением». [46; с. 26] «...Поскольку же она только играет с нами, она вызывает наслаждение, - заключает Кант. - В этом и состоит приблизительное различие, которое отличает обычные обманы чувств от той иллюзии, которой, пользуются поэты». [68; с. 56].
Игра находится в центре эстетической концепции Ф.Шиллера. В работе «Письма об эстетическом воспитании человека» он утверждает, что человек выходит из «темной животной жизни» благодаря игре и эстетическому опыту, когда у него рождается способность наслаждаться искусством. «Подобно орудиям тела, и воображение имеет в человеке свободное движение и материальную игру, в которой оно, без всякого отношения к образу, наслаждается лишь своим своеволием и отсутствием оков. Если к этим играм фантазии, отнюдь пока не примешивается форма, и вся прелесть их заключается лишь в» непринужденном ряде картин, то эти игры, хотя и свойственны только человеку, все же относятся лишь к его животной жизни и доказывают лишь его освобождение от всякого внешнего чувственного понуждения, не давая еще права заключать о самостоятельной творческой в нем силе. От этой игры свободного течения идей, которая еще совершенно материальна и всецело объяснима из законов природы, воображение в попытке свободной формы делает, наконец, скачок к эстетической игре. Эго нужно назвать скачком, ибо здесь проявляется совершенно новая сила; ибо здесь впервые в действия слепого инстинкта вмешивается законодательный ум, покоряет произвольный образ действия воображения своему вечному и неизменному единству и налагает свою печать самостоятельности на изменчивое и печать бесконечности на чувственное». [137; с. 281]. По мнению одного известных
18
- Київ+380960830922