Оглавление
Стр
, Введение....................................................................3
I. Культурно-образовательная деятельность музеев
в России, 1971-2001 гг.......................................................50
1.1. Музеи в советском государстве и обществе Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник и его просветительная деятельность
в 1970-1980 гг.........................................................50
12 Музеи в «постперестроечной» России Культурно-образовательная I деятельность Ярославского историко-архитектурного и художественного
музея-заповедника и Музея истории города Ярославля, 1991-2001 гг 76
II. Культурно-образовательная деятельность музеев в Германии,
1971-2001 гг................................................................127
2.1. Музейная педагогика в Германии, 1971-2001 гг.: от дискуссии
к новым формам работы с посетителями ...................................127
2.2. Работа с аудиторией Исторического музея города Билефельда,
1994-2001 гг............................................................140
* III. Роль культурно-образовательной деятельности музеев
в современном обществе .....................................................165
3.1 Исторический опыт и новейшие тенденции в развитии культурнообразовательной деятельности в России и в Германии ........................ 165
3.2.Опыт работы с посетителями в исторических музеях
Ярославля и Билефельда......................................................181
Заключение .................................................................187
^ Библиографический список....................................................190
Приложение ................................................................ 226
»
Wozu bauen wir Museen0 Dass die Menschen in sie gehen /:" Ruth Der letzte Mensch
Зачем мы создаем музеи0 Чтобы ЛЮДИ в НИХ ходили / Rom Поспеонии чек тек
Введение
Культурно-образовательная деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и культурного развития общества. С XVIII в просветительная миссия музеев была их основной прерогативой. Но на каждом историческом этапе выполнение этой миссии происходило в соответствии с особенностями и потребностями социальной, экономической и политической жизни общества и государства Недаром немецкий исследователь Ганс Швиер метко назвал одну из своих публикаций «Каждая эпоха создает свои музеи» .
Настоящим исследованием предпринимается попытка рассмотреть два разных, на наш взгляд, для музейной просветительной деятельности периода -Условно эти периоды назовем «советский» и «постсоветский». В «советский период» музею отводилась, прежде всего, роль пропагандиста идей и партийных установок, которые существовали в советском государстве В этой роли музей пребывал с конца 1920-х до начала 1990-х г г Музей разрабатывал обязательные пропагандистские мероприятия, которые предусматривались и в других учреждениях культуры и образования советского государства Музею не ставилась задача самому решать, каким образом воспитывать, образовывать, гармонически и всесторонне развивать своих посетителей, учить их творчеству и проявлению инициативы Музейные работники действовали в тех рамках, которые отводило им государство как работникам идеологического учреждения Особенно это отчетливо прослеживалось в
'Schwier, Hans Jede Epoche schallt ilue Museen, in Pxciß. Achim, Burger Hugo tl lg ; Dos Museum die Entwicklung in den 80er Juh.cn München Klinkh.ifdt & Bienm.nm Verbgshuchhriiulhing. 1VW S "П-SO
25
нравственную сферу человека и формирование его как личности важно для подрастающего поколения''1
Именно с обращения к детской и школьной аудитории музейные практики в 1990-х гг начнут изменять свою работу во всех российских музеях. Предпосылки для ее осуществления складывались, как показывают выше названные диссертационные исследования и другие работы62, еше с середины 1980-х гг.
В 1990-е гг. спектр рассматриваемых проблем, связанных с культурнообразовательной деятельностью музеев, расширился. Об этом свидетельствует разнообразная тематика новых диссертационных работ специалистов разных наук (истории, педагогики, культурологии, философии)6' и разнообразие опубликованных материалов конференций''1 (информация о некоторых конференциях содержится в электронном варианте'5), которых особенно много состоялось в российских городах за последние три года. В них и^ет речь и о музейной коммуникации, и о социальных функциях музея, и о становлении и развитии музейной педагогики в нашей стране. Сюда мы отнесем также сборники научных трудов Российского института культурологии РФ
01 К о с с о и и И М Му ю11 н культурном жизни края М Сип Россия. 1989 (Б-чка «В помощь клубному работнике» Оми 5) С 24
Му і с с и е л с и и с На пути к музою XXI нека Сб науч трудов М. НИТТК 1989, М у з с с в с л с н и с Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельное т Сб ііауч тр М НИИ.К І9Х8. М у і < с ь е л е и и « Воспитание подрастающего поколения в му юс теория методика практики М І989 168 с (Сб науч лр /ИИИК) Со з д а н и с системы |мботы с подрастающим поколением му земными с)к*лствами Методические рекомендации І Сосі МЮ ЮхіКМіЧ М НИИК, 1989
‘^Алешина I А Музей как феномен культуры Лис канд фалос наук Новочеркасск. 1999.
Вишина Г В Музейная педагогика как направление системы дополнительного образования Дис КаИД кед Ііаух Ліиіеик. 1999. Г и о л о в с к и й М Ь Коммуникационный подход в музееведении Iеоретический и прикладной аспек-
# ты Дис канд ист наук в форме науч доклада М . 1994. Г р у с м а к В И Становление и развитие соииально-
кулыурнмх фмікиий музеев Лис канд. мед наук СПб , 2001, М е д в е д е в а Г В Становление музейной пс.«»го-ппси в Германии и России Лис канд ист наук М; 1999, Сок од она М В Му ісйішя педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся Дис каид пед наук Ярославль. 2000. Ф и .1 а і о в а Л Л Мздеіі как феномен социокультурною пространства российской щювишиш Дне каид культурологии Саранск. 2000. Ч \ мало в а I В Формирование ценностною отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики Дис канд пед наук М., 1995
64 Музей и подрастающее поколение Сб материалов Всероссийских семинаров (1999-2002). М\зеи в период перемен Материалы российско-британского семинара ««Музой Санкт-Петербурга в условиях рыночной «кономики» / Подре.л АД Марголиса. СПб., 1997. Музеи российской глубинки Материалы научно-практической конференции Кка-іеринбург Банк культурной информации. 1998 Музей - город - регион история и солременностъ Малериалы конференций музейных работников, состоявшихся в гг Москве и Орле и 1997 г М 1998; Музейная иніерпретацня исторических процессов Модели XXI века Материалы Международной научно-практической конференции юродских мхзеен, поевиїцеїоіоН началу Ш тысячелетия Москва, 19-20 октября 2000 і / Отв ред Г И Ведерникова М Музей истории города Москвы. 2ІЮІ Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев По мале-риадам «круглого стола», состоявшегося 18 мая 2001 г в Орле М ГИМ. 2002
• 9 Научно-практическая конфереіщня по проблемам научио-иросветктельной работы. Государственный Исло-рический мутей октябрь 2000 г Ч ІНЩ/М»« Лет т. Итоги международного музейного форума «Музой и общество»,
Красноярский краевой краеведческий музой. 24 сеплября 2002 г И Ііно.-. и ии -.гит піґМй58. Му іеИ - дня всех Кон-
ферешшя по музсиной педагогике в Свердловской области. 23- 29 сентября 2002 і И ццц.ишкеащ ш/Ху» ■">
(РИК РФ), ранее - Научно-исследовательский институт культуры РФ (НИИ культуры РФ) Сборники издаются и современными музейнопедагогическими центрами в нашей стране: Российским научно-практическим Центром по проблемам музейной педагогики (Санкт-Петербург)’’7, Республиканским детским музейным центром (Петрозаводску 4 и творческой лабораторией «Музейная педагогика» при Академии (до 2000 г - Институт) переподготовки работников искусства, культуры и туризма (Москва)6’. Последнее издание лаборатории’1 привлекает своим названием - «Музей для всех» и представляет наибольший интерес по теме диссертационного исследования. В нем содержатся работы теоретического характера, рассматриваются формы, методы, приемы, музейно-педагогические технологии, организация культурно-образовательной деятельности конкретных музеев с различной аудиторией, а также представлены еще не реализованные проекты в области культурно-образовательной деятельности. Сборник является своеобразным подведением итогов работы российских музейных специалистов за последние 10-13 лет и планов на ближайшую перспективу.
Общую тенденцию работ 1990-х гг. можно определить как рост интереса к эффективному взаимодействию музея и посетителей Явное предпочтение по-прежнему отдается сотрудничеству музея и школы, музея и подрастающего поколения, причем чаше всего музея и совсем юных посетителей - дошкольников и младших школьников. К сожалению, очень редко поднимаются в статьях проблемы, касающиеся работы музеев с подростками и молодежью, а также с взрослым населением. В работах постсоветского периода наблюдается изменение терминологии. Прочно укрепились такие термины
во М у з с е в о д о н и с Ребенок в мухе: Социологический и психолого-лсдшогичсский аспекты М РИК
1993, Мук й и новые тсхно.'юпт На пути к музею XXI века / Сост и науч рсд Н А Никишин М Пр01ресс-
Iрадииля I999
6 Му чей на и педагогика н школе Выл 2 СПб Специальная Литература 2000
** Л е г н я и м>зейно-педагогическая шкода на остроне Кижи 11етрозаводск 11ентр культурных инициатив М-ва культуры Республики Карелия 2000
^Культур II о-обра «звательная деятельность музеев Сб трудов творч лаборатории «Музсйняя педагогика» каф мм дела /Сост ИМ Коссова М И1ТРИКГ РФ Бра плес 1997. Музей Образование Культура Процессы иттмра-ции Сб грудой гворч таборагории «Ммейлая педагогика» каф муз дела / СосГ ИМ Коссова Вып 2 М Ш (РИКТ РФ 1999, Музей и общество Проблемы взаимодействия Сб тредов творч таборлтории «Музейная педагогика» каф му.« дела / Сост ИМ Коссова Вып 3 М ДЛРИК I РФ 21К1|
"Музей ятя всех Сб трудов творч лаборатория «Музейная педаго! ика» каф муз .тела} Сост ИМ Коссова Выи 4 М АПРИКТ РФ 2003
- Київ+380960830922