Ви є тут

Региональные особенности музеев Западной Сибири в современных условиях

Автор: 
Клюев Юрий Владимирович
Тип роботи: 
диссертация кандидата культурологии
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
296
Артикул:
198630
179 грн
Додати в кошик

Вміст

/
Оглавление
Введение.........................................................
Глава 1. Историко-культурные и социо-культурныс предпосылки появления музейного маркетинга...................................
1.1. Музей как социокультурный институт ...................
1.2. Изменение функциональных приоритетов в деятельности музеев в контексте культурной ситуации России конца XX века.......................................................
1.3. Зарождение и развитие отечественного музейного маркетинга.................................................
Глава 2. Зарубежный и отечественный опыт применения музейного маркетинга.......................................................
2.1. Музейный маркетинг за рубежом.........................
2.2. Музейный маркетинг в отечественной практике............
Глава 3. Маркетинговая деятельность музея как
культурообразующий фактор в рамках регионального пространства .........................................
3.1. Комплексное использование маркетинга в музейных учреждениях Кемеровской, Омской областей и Алтайского края и его структурно-функциональное развитие..............
3.2. Адаптация маркетинга в организационной структуре музеев Кемеровской, Омской областях и в Алтайском крае.......................................................
Заключение.......................................................
Список использованной литературы.................................
Приложения.......................................................
3
11
11
31
56
86
86
141
187
187
220
253
258
285
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследовании. Деятельность музеев составляет важную область общественной жизни, является частью культурно-исторической, научной и познавательной системы в социуме, социальном воспитании, организации досуговой деятельности людей в соответствии с их потребностями в саморазвитии.
Изменения в политике и экономике нашей страны в конце XX века существенно повлияли на роль музеев в обществе, на содержание их деятельности.
Переход от плановой, командно-административной системы к рыночной поставил музеи в новые условия их деятельности, каких не было ранее и к которым музеи были не приспособлены.
Формирование демократических основ управления хозяйствующих субъектов привело к значительному росту самостоятельности в деятельности музейных учреждений, в том числе и в системе их финансирования в условиях рынка. Эти новые экономические условия их функционирования, а также новое отношение общества к музею, музейным ценностям, системе отношений социума к музею, использованию , музейного пространства выдвинули необходимость использования новых управленческих технологий, пересмотра структуры музейного учреждения. В современных условиях музеям необходимо создавать такие структуры своих учреждений, которые бы функционировали адекватно потребностям общества с учетом условий рыночной экономики. Ведь прежние структуры российских музеев с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями сотрудников, ориентированные на «спокойную» среду, — на сегодняшний день потеряли свою актуальность.
Музеи испытывают сегодня немало трудностей с удовлетворением запросов потребителей, которые с каждым днем возрастают. Старые методы
документирование связано с отбором, накоплением, изучением музейных предметов, которые являются основой музсйно-специфического образовательного процесса, а социальные запросы предъявляют требования к документированию тех процессов и явлений в природе и обществе, которые ранее не представляли ценности, интереса или значения), так и в отношениях музея с социокультурной средой, а именно, социальные, политические, экономические потребности и культурные условия предопределяют выделение той или иной социокультурной функции как более значимой. Важными свойствами социокультурных функций музея является их стабильность и одновременно динамизм и подвижность.
Взаимодействие, которое существует между социокультурными функциями музея, прослеживается во всех видах музейной деятельности. И в этом проявляются особенности социокультурных функций. Так, документирование, связанное непосредственно с комплектованием, учетом, хранением, изучением музейных собраний, продолжается и в ходе экспозиционной и образовательной деятельности музея. Экспозиция в этом плане представляет собой своеобразную, специфическую для музея форму «публикации» научной работы, которая происходит в процессе атрибуции и изучения музейных предметов. Конкретные формы просветительной деятельности музея (экскурсии, лекции, консультации и пр.) выступают в качестве комментария к экспозиции и музейным предметам. Образовательно-воспитательная функция главным образом реализуется на основе музейной экспозиции и разнообразных форм просветительной и образовательной деятельности. Однако использование музейных собраний в образовательных целях должно во многом определять и направление комплектования музейных фондов. Повышение роли музеев в организации свободного времени предъявляет требование как к экспозиционной, так и к просветительно-образовательной деятельности музея. С этим, в свою очередь, связаны тенденции аттрактивности экспозиций, включение в них
28
действующих моделей, аудиовизуальных средств (звуковое сопровождение, киноэкраны, мониторы компьютеров и т. д.), а также использование театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов и т. д.
Состав, численность, полнота и соответствие музейных собраний требованиям профильной дисциплины определяют содержание и качество экспозиций, просветительной и образовательной деятельности музея. Развитие экспозиционной и просветительной деятельности стимулирует интенсивность комплектования и изучения фондов и т. д. Вместе с тем качество музейной деятельности зависит от уровня развития профильной музею научной дисциплины и степени профессиональной подготовленности музейных специалистов [185, с. 50].
Взаимодействие, которое прослеживается в структуре социокультурных функций, - одно из необходимых условий жизнедеятельности и перспективного развития музея.
Рассмотрев различные подходы к определению музея, как социокультурного института, мы вправе сделать вывод о том, что:
1. Понятие музей как социокультурный институт возникло в XX веке благодаря формированию учения о музее в рамках философской концепции «всеединства» Н.Ф. Федорова, в которой музей рассматривался как «живой организм», что позволило впоследствии выявить важнейшие свойства социокультурных функций музея - стабильность, динамизм, подвижность.
2. Исторически «музей» - сложный, многообразный социокультурный институт, который одновременно является храмом муз и собранием древностей, продуктом «века истории» и культурным центром, социальным инструментом и источником знаний, а также отдыхом от будничной жизни.
3. Сущность и генезис музея рассматривается с различных теорий таких как: субъективно-эстетическая, биологическая, филологическая, «уход в прошлое», социальная. Именно последнюю теорию мы определяем как
29