Ви є тут

Особенности музеефикации архитектурно-этнографических комплексов Предбайкалья

Автор: 
Тихонов Владимир Викторович
Тип роботи: 
Дис. канд. культурологических наук
Рік: 
2004
Артикул:
198674
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение
Глава 1. Из истории музеефикации памятников историко-культурного наследия
1.1. Типологические признаки музеев под открытым небом
1.2. Зарубежный опыт создания этнографических музеев под открытым небом
1.3. Музеи под открытым небом России
1.4. Музеи под открытым небом Сибири Глава 2. Историко-культурное зонирование
и опыт музеефикации памятников деревянного зодчества Предбайкалья
2.1. Историко-культурное зонирование как научная основа музеефицируемой историко-культурной среды
2.2. Этническая карта Предбайкалья второй половины XIX - первой четверти XX в.
2.3. Влияние природных условий на формирование историко-культурной среды Предбайкалья
2.4. Сохранение недвижимых
памятников деревянной архитектуры в условиях промышленного строительства
2.5. Историко-культурное зонирование Предбайкалья второй половины XIX - первой четверти XX в. как концептуальная основа построения экспозиционного пространства в музеях под открытым небом
Глава 3. Архитектурно-этнографические комплексы Предбайкалья
3
3.1. Вопросы методического обеспечения музеев
Щ под открытым небом России 97
3.2. Архитектурно-этнографический
музей «Талыды» 113
3.2.1. Экспозиционные зоны 113
3.2.2. Неэкспозиционная инфраструктура 144
3.3. Архитектурно-этнографический музей «Ангарская
деревня» 146
3.4. Архитектурно-этнографический комплекс Государственный национальный музей
Усть-Ордынского Бурятского АО 152
3.5. Архитектурно-этнографический комплекс
«Ёрды некий» 154
3.6. Архитектурно-этнографический комплекс
«Усадьба купца Курсанова» 158
Ф
3.7. Архитектурно-этнографический комплекс
«Пихтинский» 161
3.8. Архитектурно-этнографический комплекс
«Мемориальный дом-музей Иннокентия Вениаминова» 163
Заключение 166
Список литературы 171
Список сокращений 197
4
3. Исторически ценные объекты деревянной архитектуры больше подвержены разрушению в меру специфики и недолговечности строительного материала, их сохранение процедура более сложная, чем консервация памятников каменного зодчества.
4. Они за редким исключением музеефицируют и реконструируют памятники истории, архитектуры и историческую среду не на историческом месте, а транслоцируют их, на другое место, с созданием на новом месте музейных комплексов под открытым небом транслоцированного и реконструированного типа.
5. Деревянные постройки, составляющие жилые, культовые, оборонные и иные хозяйственные строения, несут в себе традиции народной культуры по технологии выбора местности, строительного мастерства, особенностям архитектуры.
6. Полностью или частично утраченная историческая среда может реконструироваться как по аналогам, так и по отдельным историческим элементам и сведениям что позволяет насколько это возможно, воссоздать утраченные элементы традиционной народной культуры.
1.2. Зарубежный опыт создания этнографических музеев под открытым небом
Стремление музееведов, историков, этнографов сохранить быстро исчезающую в индустриальную эпоху естественную историческую среду подтолкнуло общество в конце XIX в. к необходимости создания музеев нового типа и к переходу от экспонирования предметов и объектов историко-культурного наследия в закрытых помещениях-залах к
19
полномасштабному показу недвижимых экспонатов (зданий, построек) в
* природной среде.
Впервые идею экспонирования крестьянских построек* с полной внутренней бытовой обстановкой в открытой среде в городском королевском парке Северной Зеландии (Дания) предложил осуществить в 1790 г. швейцарский ученый Чарльз де Бонстеттен1. В XIX в. было предпринято несколько удачных попыток музеефикации недвижимых объектов историко-культурного наследия, в основном в Европе.
Т. Хегард2 описывает первую попытку создания музейного комплекса под открытым небом недалеко от г. Осло в местечке Сарабротен в 1855 г., когда норвежский торговец Томас Хефтие построил копию исторической усадьбы из г. Эстердалн и сформировал вокруг дома хозяйственную инфраструктуру из построек, традиционных для провинции Телемарк. Усадьбу он сделал доступной для публичного осмотра. Воодушевленный удачным опытом, Томас Хефтие в 1882 г. публично выступил с идеей создания музея под
* открытым небом из. свезенных в одно место построек-оригиналов3. Следует
отметить, что аналогичная идея четырьмя годами раньше была предложена профессором Ингваром Нельсеном. В начале 80-х гг. XIX в. идея сохранения построек широко обсуждалась в норвежской прессе4. В 1882 г. в окрестностях г. Осло на острове Бюгдей реконструируется старый сельский дом, а в 1884-1888- гг. сюда перевозится антикваром Николаузеном деревянная гарнизонная церковь5.
Немаловажными предпосылками к созданию первых, музеев под открытым небом были всемирные выставки второй половины XIX в. с этнографическими экспозициями, как моделировавшими интерьеры домов в
1 Маковсикий И.В. Принципы организации музеев под открытым небом и их задачи //Сов. этнография. 1963. № 2.С.8.
2 Чайковский Е. Музеям под открытым небом - 100 лет //На пути к музею XXI века. Музеи-заповедники. М., 1991.СЛ0.
3 Сдо|кои-$1л }. \luzea па \уо1пшп ро\ис1г/и зу Еигор1с. Кге57.о\у-8апо1с, 1984. Э. 47-78.
4 Гнсдовский Б.В. Методические рекомендации для подготовки прсдпросктной документации и проектирования музеев под открытым небом: История создания и обшая методика. М.. 1983. Ч. 1. С.З.
5 Ивановская Н.И. Музеи Норвегии и России: опит и перспектива взаимодействия // Скандинавские чтения 2000 годх Этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб., 2002. С.428.