Оглавление
Введение........................................................3
Глава 1. Русский бисер: этапы изучения.
Историография и источники......................................11
Глава 2. История бисерного искусства: древний мир,
средневековая Европа, Русские земли............................45
Глава 3. Бисер в русском искусстве второй половины
XVIII - XIX в. Материал и приемы работы с ним..................60
Глава 4. Типология памятников русского бисера
второй половины XVIII - XIX в..................................88
Глава 5. Иконография сюжетных и иных композиций
в русском бисере второй половины XVIII — XIX в................135
Глава 6. Бисерное искусство в жизни русского общества:
культурный контекст...........................................181
Заключение....................................................216
Источники и литература........................................227
Список сокращений.............................................248
Слисок иллюстраций............................................249
Иллюстрации...................................................256
Введение
Музейные фонды аккумулируют в себе богатое материальное наследие отечественной культуры. Будучи организованы в научные коллекции, эти памятники становятся ценнейшим комплексом исторических источников, позволяющих более полно представить отдельные периоды истории нашей страны. К числу таких комплексов относится и вся известная к настоящему времени совокупность изделий из бисера, созданных и бытовавших в России. Изучение указанного комплекса памятников является актуальной задачей для музееведения и для ряда смежных гуманитарных дисциплин.
Прежде всего, определим, что следует понимать под словом «бисер». Бисер - декоративный материал, популярный в художественной культуре многих народов, нашедший для себя разнообразные сферы и формы практического применения. Термин «бисер» имеет несколько устоявшихся значений. Это слово обозначает одновременно и сам исходный материал, и отдельные изделия из него, и совокупность этих изделий.
Обычно, говоря о бисере как о материале, подразумевают мелкие бусины из стекла. Для подавляющей массы памятников это справедливо. Но за тысячелетия существования бисера, его ассортимент оказался шире. Он включает в себя помимо стекла (различного состава и приемов обработки), керамические массы, металл, вещества органического происхождения. Однако в большинстве своем, бисер как материал - результат эволюции различных силикатных технологий. Помимо технологической проблемы варки самой стеклянной массы, при создании бисера приходится всегда решать и не менее сложную техническую задачу
26
сосредотачивает свое внимание на попытке классифицировать известные памятники в рамках известных художественностилистических направлений русского искусства. Особое внимание уделено ею произведениям из стекляруса и крупного бисера XVIII в. Выявленный исследовательницей богатый архивный материал открывает новые перспективы для дальнейшей работы по атрибуции аналогичных памятников.
Е.Ю.Моисеенко уделила значительное внимание и произведениям из мелкого бисера. Она систематизировала их по иконографии, материалу и технике, особенно выделив памятники, имеющие надписи. Помимо самих бисерных работ в книге помещены и изображения некоторых бумажных образцов, по которым делались, в том числе и находящиеся ныне в музее, вышивки.
Спустя многие годы после написания, стала наконец доступной читателю статья Т.В.Станюкович, посвященная стеклярусу фабрики М.В.Ломоносова25. Автор рассмотрела в ней не только художественно-стилистические особенности работ из указанной разновидности бисера, но и попыталась использовать химикотехнологический анализ исходного материала для выделения памятников, созданных из ломоносовского стекляруса, среди массы стеклярусных изделий второй половины XVIII в. (именно тогда данная разновидность бисера была особенно популярна).
Стеклярусным панно из одноименного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме посвящена интересная статья М.Г.Воронова26. На обширном архивном материале он реконструировал историю появления этого уникального памятника, доказав при этом, что при его создании использовался материал с
25 Станюкович Т.В. Цветное стекло М.В.Ломоносова в русском прикладном искусстве XVIII в. // Культура Русского Севера. Л., 1988. С. 155.
26 Воронов М.Г. Русская декоративная вьнпивка XVIII в. // Памятники культуры. Новые открытия. 1981. Л., 1983. С. 415-423.
27
завода М.В.Ломоносова. Исследователь установил имена русских мастериц, руками которых была исполнена работа. Определил он и роль француженки Де Шенье, в обязанности которой входила организация вышивки стенных обивок для одной из загородных императорских резиденций.
К концу XX в. актуальным стал вопрос о стилевом определении русского бисера. Некоторую его часть Е.Ю.Моисеенко и Т.Н.Косоурова сочли возможным отнести к историзму27. Их работы оказались очень важными для изучения русского бисера. Эти авторы рассматривают имеющиеся в их распоряжении памятники, принципиально воздерживаясь от огульного отнесения всего комплекса бисерных изделий из собрания Эрмитажа, созданных в 1820-х годах и позднее, к одному стилю. Большая часть коллекции бисера осталась, по мнению исследователей, вне рамок указанного стилевого направления.
Совсем недавно свою коллекцию бисера впервые представил Музей истории Санкт-Петербурга28. Выпущенный иллюстрированный каталог не только дал возможность расширить список памятников из стекляруса с элементами масляной живописи (по праву считающихся жемчужинами любого собрания), но и заметно пополнил арсенал иконографии бисера периода его «золотого века». В основном же, как оказалось, это собрание состоит из элементов модной дамской одежды конца XIX - начала XX вв. В вводной статье, написанной Т.Г.Шатуновой и Л.А.Рыжковской, даны сведения об истории формирования коллекции. С выходом этого каталога оказалась опубликованной,
27 Косоурова Т.Н., Моиссенко Е.Ю. Вышивка // Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е - 1890-е годы. Каталог выставки. СПб., 1996. С. 359-360; Косоурова Т.Н. Бисер // Там же. С. 367-368.
25 Шатунова Т.Г., Рыжковская A.A. Магия бисера. Каталог выставки. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. СПб., 2001.
- Київ+380960830922