Содержание:
Введение.................................................. С. 5-16
Глава I.
«Становление сети этнографических музеев России в ракурсе отечественной истории и культурі»!»............................С. 16-51
Параграф 1.
«Предыстория вопроса. Возникновение протомузейных форм. Этнография
раннего периода»............................................С. 16-22
Параграф 2.
«Начало музейного периода российской истории. Этнографический фонд
Петербургской кунсткамеры. XVIII - первая треть XIX вв.»....С.22 - 33
Параграф 3.
«Становление сети этнографических музеев России. XIX в.»....С.ЗЗ - 39
Параграф 4.
«Российский этнографический музей. Эволюция моделей музейного образования. XX -XXI вв.»...................................С.39 - 51
Глава II.
«Музейно-педагогический потенциал этнографической экспозиции»
...............................................................С. 51 - 102
Параграф 1. «Образовательно-воспитательная функция современного музея»
...............................................................С. 51 -62
Параграф 2.
«Специфика этнографической экспозиции (коммуникативный аспект)»
...............................................................С.62 - 78
Параграф 3.
«Экспозиция этнографического музея. Проблема содержания»...С. 78 - 102
Глава III.
«Классификации форм культу рно-образовательной деятельности этнографического музея»....................................С. 103 - 193
Параграф 1.
«Класс элементарных форм»..................................С.104 -168
Параграф 2.
«Класс комплексных форм»...................................С. 168 - 193
Заключение.................................................С. 193 -207
Библиография
Приложения №№ 1 - 7
4
предпосылкой, сделавшей возможным появление музеев, стала частичная секуляризация («обмирщение») общественного сознания, являющаяся в свою очередь одной из наиболее значительных составляющих необратимого процесса освобождения искусства и литературы от подчинения церковным и узкогосударственным интересам. Существенное значение имели также зарождение рационалистического мировоззрения, рост демократических
«19
тенденции, распространение гуманистических идеи».
Началом музейного дела в России считается основание в 1714 г. в С.-Петербурге первого отечественного музея - Кунсткамеры, создание которой явилось логическим итогом развития отечественных протомузейных форм с учетом европейского опыта.
Первые кунсткамеры, так называемые студии (бШсПсЯо), появляются в начале XVI на юге Европы, в Италии, при дворцовых ботанических садах; в них наряду с ботаническими и зоологическими коллекциями хранятся коллекции минералов и экзотические этнографические предметы. Итальянские традиции в дворцовом собирательстве в дальнейшем заимствуются правителями Франции и Англии, Австрии и Испании. Создание аналогичных протомузейных форм в странах Северной Европы, как правило, связано с токарными кабинетами (ОгеЬеаттег) - прообразами кунсткамер. Начиная с Августа I Саксонского (1553-1586), токарное ремесло становится предметом увлечений ряда европейских правителей.20
К началу царствования Петра I европейские кунсткамеры достигают расцвета, составляя важную часть дворцовой и городской культуры эпохи барокко. Особенности барочного стиля находят отражение в характерных приемах экспонирования: предметы выставляются «занимательно», из них создаются сложные композиции, нередко с применением дополнительных украшений. Собственно музееведческий компонент проявляет себя в классификации коллекций: собрание условно делится на «натуралии» -предметы природного происхождения и «артефакты» - творения человеческих рук. Внутри разделов экспонаты группируются по типу,
23
материалу, назначению, географическому и хронологическому признакам. 1 Опыт европейских музеев используется при создании С.- Петербургской Кунсткамеры.
Дата основания Кунсткамеры определяется фактом перевода из Москвы в С.-Петербург личных коллекций Петра I, включавших научные приборы и инструменты, книги по разным отраслям знаний, предметы декоративно-прикладного искусства Востока, монеты и медали, некоторые античные памятники, а также первые в России анатомические и зоологические коллекции, приобретенные во время первого путешествия Петра по Европе с «Великим посольством» (1697-1698 гг.). После второго путешествия по Европе в 1716-1717 гг., во время которого Петром I были приобретены знаменитые европейские редкости (коллекции анатома Ф.Рюйша, зоологические коллекции А.Себы, кабинет монет Лейдера, минералогический кабинет Готвальда), начинается работа по систематизации значительно пополнившегося собрания Кунсткамеры. Первоначально экспонаты группируются в три отдела: «Кунсткабинег» (кабинет искусств), «Натуркабинет» (собрание из мира природы) и «Мюнцкабинет» (кабинет монет и медалей).22
До постройки специального здания на Стрелке Васильевского острова (1719 -1728 гг.) экспонаты Кунсткамеры размещаются в Летнем дворце, а с 1718 г. в доме опального боярина A.B. Кикина, в т.н. «Кикиных палатах», расположенных близ Смольного монастыря. Новое здание, построенное по проекту архитектора Г. Маттарнови при участии архитекторов Н. Гербеля, Г. Киавери, М.Г. Земцова и, предположительно, известного немецкого
'У'У
архитектора А. Шлютера,“ впервые в отечественной истории возводимое для целей науки и просвещения, являет собой образец музейного строительства.
Архитектура здания полностью соответствует представлениям образованной части общества начала XVIII в. об универсальном музее. «Являясь комплексными музеями, они (кунсткамеры, О.Б.) в миниатюре моделировали Вселенную, воплощая в себе идею единства микрокосма с
24
- Київ+380960830922