Ви є тут

Модернизация деятельности технических музеев: отечественный и зарубежный опыт : на примере музеев связи

Автор: 
Бакаютова Людмила Николаевна
Тип роботи: 
отечественный и зарубежный опыт
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
222
Артикул:
198634
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 2
ГЛАВА I. Генезис и формирование научно-технических музеев......19
1.1. Общие закономерности создания музеев техники.............. 19
I
1.2. Зарубежные музеи связи....................................34
1.3. Музеи связи в России......................................47
1.4. Центральный музей связи имени А. С. Попова................63
ГЛАВА II. Модернизация деятельности технических музеев.........82
2.1. Теоретические основы социокультурных и организационно-структурных преобразований в музеях.........................................82
2.2. Маркетинговый подход как инструмент адаптации музеев к меняющимся социально-экономическим условиям.............................. 107
2.3. Новейшие технологии в работе музеев.......................154
ГЛАВА III. Тенденции развития музеев связи и почты в XXI веке 162
3.1. Планирование будущего в зарубежных музеях связи и почты...162
3.2. Перспективы Центрального музея связи имени А. С. Попова...168
3.3. Принципы создания типовой модели модернизации деятельности российских музеев связи и почты................................180
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................189
БИБЛИОГРАФИЯ...................................................198
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................216
ПРИМЕЧАНИЯ.....................................................220
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы
Музей - важнейший институт культуры. Именно музей является центром сохранения культурного и исторического наследия и
А
формирования культуры. Одновременно он служит как местом хранения и передачи знаний, полученных на основе информационного потенциала предмета-подлинника, так и местом образовательной и рекреационной деятельности человека. Однако социально-экономические условия, глубокая трансформация, в частности, визуализация и информатизация культуры, формирование новых потребностей посетителя, воспринимаемого все чаще как потребителя музейных услуг, ведут к тому, что музей должен измениться для того, чтобы сохраниться как институт. Такие изменения не могут быть поверхностными, позволяющими пережить трудные времена и приспособиться, чтобы выжить. Они затрагивают саму сущность музея - его предназначение, роль и место в культуре. Глубинные преобразования, позволяющие музею адекватно реагировать на вызовы современного мира, следует считать музейной модернизацией.
Если за рубежом технические музеи и эксплораториумы - одни из самых популярных и востребованных объектов культуры, то модернизация большинства технических музеев в нашей стране делает только первые шаги. Это объясняется рядом причин и, прежде всего, их ведомственной принадлежностью. Модернизация деятельности технических музеев - это процесс, опирающийся на собственные традиции музея, его самобытный путь развития. Одновременно широко изучается и адаптируется опыт отечественных и зарубежных коллег. Таким образом, научное исследование, посвященное обобщению и анализу опыта музейной модернизации в нашей стране, является важным
30
участие в работе Постоянных комиссий, координировавших их организацию и деятельность отделов, вели Воскресные объяснения коллекций. Наиболее заметной была деятельность И. П. Архипова, А. С. Владимирского, Н. Ю. Зографа, П. П. Петрова. Публичные лекции о последних достижениях науки читались К. А. Тимирязевым, А. М. Бутлеровым, А. Г. Столетовым, Н. Е. Жуковским и другими выдающимися учеными.
В музее проводились первые демонстрации таких достижений научной и технической мысли как: лампа Яблочкова, фонограф Эдисона, телефоны Белла и Голубицкого. Именно в Политехническом музее было организовано первое в Москве электрическое освещение.
Завершено строительство было открытием Большой аудитории, распахнувшей свои двери 11 октября 1907 г. Очень быстро эта, в те годы лучшая аудитория Москвы, завоевала особые позиции в научной, общественной и культурной жизни города и страны. В ее стенах читали лекции и демонстрировали опыты известные ученые, обсуждались различные научные проблемы. Так, в аудитории чествовали лауреата Нобелевской премии, выдающегося ученого биолога И. И. Мечникова. Здесь же неоднократно выступали с лекциями известные русские ученые
Н. Д. Зелинский, С. А. Чаплыгин, В. И. Вернадский. В дискуссиях об отношении к культурным и художественным ценностям участвовали М. А. Волошин, И. Е. Репин, П. П. Кончаловский. В память о замечательном композиторе А. Н. Скрябине в аудитории играл С. В. Рахманинов. С Большой аудиторией тесно связаны имена известных деятелей литературы и искусства. На сцене в разное время состоялись творческие встречи с В. И. Качаловым и Л. А. Руслановой, музыкантами-исполнителями А. Б. Гольденвейзером и Г. Г. Нейгаузом [42, с. 22-23].
Схожие концептуальные принципы - документирование развития техники как важнейшей составляющей культуры, просветительская деятельность как одно из основополагающих направлений работы музея -
31
легли в основу создания крупных технических музеев, появившихся в мире в первой четверти XX в.
Так, в 1903 г. по инициативе инженера Оскара Миллера был создан технический музей Германии - «Дойчес музеум», основными целями которого были: создание и демонстрация коллекции технических шедевров, изучение и популяризация истории развития науки и техники. Концептуальной особенностью данного учреждения была демонстрация особого, выдающегося вклада Германии в развитие мировой науки и техники [42, с. 24]. Таким образом, история техники приобретает идеологическую окраску. Идеологический подход к трактовке отображаемых проблем был характерен и для отечественных музеев различных профилей в советский период.
1930-е гг. были временем глубоких системных изменений в области содержания и формы презентации музейных коллекций, организационной сфере и т. д. Именно в этот период общие тенденции усиления центральной власти отражаются на деятельности музеев. Музейная реконструкция происходит на базе марксистско-ленинской методологии в изучении истории техники. Государственному политехническому музею «вручается» функция руководства техническими музеями страны. Было предложено его переименование во «Всесоюзный дворец пропаганды социалистического строительства СССР» [52, с. 6]. Развитие музейного дела представлялось руководителям партии как один из «фронтов культурной революции» [52, с. 8], поэтому в этот период перед музеями встает задача превращения в «очаги культурного вооружения и перевооружения культурных масс трудящихся» [52, с. 8]. Однако, в основе деятельности музеев технических, в отличие от музеев исторического профиля, была поставлена и определенная задача политехнического образования нации. Перед страной стояла проблема подъема из экономической разрухи, ощущалась острая необходимость в образованных рабочих, слесарях, машинистах, инженерах. Поэтому