ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА 1. АКАДЕМИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИИ................................12
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию феномена
музея Российской академии наук..............................12
1.2. Структура и функции академического музея...............35
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК....................................59
2.1. История академических музеев России....................59
2.2. Классификация музеев Российской академии наук..........92
ГЛАВА 3. МУЗЕИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ......................113
3.1. Музейная сеть Сибирского отделения Российской академии наук...Л 13
3.2. Академические музеи в современной региональной культуре 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................155
БИБЛИОГРАФИЯ...............................................162
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В современной культуре музей является пол нефункциональным социокультурным институтом, одним из основных компонентов сферы культурного наследия. Механизмы культурной памяти реализуются в музее посредством коммуникации между представителями различных культур и эпох. Научное сообщество является культурной компонентой, традиционно участвующей в процессах музейной коммуникации. В наиболее широком смысле музей позволяет научному сообществу транслировать, распространять, делиться с другими культурами своим мировосприятием, определяемым научным видением мира. Именно музеи стали одной из наиболее эффективных форм коммуникации научной культуры.
Музеи Российской академии наук составляют одну из самых крупных музейных сетей в нашей стране. Научные музеи являются важной составляющей научной культуры, занимают определенное место в ее структуре, выполняют функции по обеспечению жизнедеятельности этой культуры как самовоспроизводящейся и саморазвивающейся. Основной из их социальных функций определяется документирование процесса развития науки и отдельных ее отраслей [49].
Важным отличием музеев РАН от иных музейных форм является то, что такие виды деятельности как обучение, просвещение, популяризация знаний, выступают как второстепенные, дополнительные функции музея, хотя именно они обычно находятся на виду и определяют оценку музея сторонним наблюдателем. Реальные акценты определяться ходом развития науки, а обучение и просвещение выступают как производные этого процесса.
В Российской академии наук более 100 музеев и музейных объектов. Музеев в наиболее узком смысле - самостоятельных учреждений, в которых музейная деятельность является основной, всего три - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Минералогический музей
3
ческое музееведение» [32], «биологическое музееведение» и т.п. Они отражают взгляд на музейную работу сквозь призму геологии, биологии, этнографии и других дисциплин, являющихся смежными к теории музейного дела и не позволяющими в полной мере раскрыть самобытную специфику этого феномена.
В настоящем исследовании академический музей рассматривается с позиций культурологического музееведения, представляющего музей в качестве явления культуры в его многоаспектном и целостном освещении, в дискурсе общественных, гуманитарных, культурологических наук в отдельности и в их диалогическом синтезе. Культурологическое рассмотрение музея позволяет выявить специфику музея как социально-культурного феномена. Культурологический подход позволяет проявлять те общие и характерные черты, которые позволяют относить все разнообразие форм музея к определенному типу социальной институции, выявить их главные культурные функции, место в культуре [28].
Основные теоретические подходы к изучению феномена. Исторически сложилось так, что внимание исследователей в нашей стране было обращено на музеи Министерства культуры. Российский институт культурологии РАН, признанный лидер в нашей стране в области музееведческих исследований, сравнительно слабо участвует в изучении музеев академии наук. Только в последнее время стали появляться публикации, в которых анализируется феномен академического музея в его историческом и современном значении музееведами-культурологам и (взгляд на проблему «со стороны»). Актуальность настоящей работы определяется необходимостью обобщения результатов исследования отдельных музеев, входящих в систему РАН, и их анализа с позиций современной теории музейного дела.
Приведенное выше определение термина «музей» сформировано по «внешним» признакам. Сущностные его характеристики определяются специфическим «музейным отношением к действительности», которое музей
17
реализует в своей деятельности. Специфика до сих пор остается не проявленной, хотя общепризнано, что необходимо «научно толковать это специфическое отношение человека к действительности и привести нас к познанию музейности в ее исторической и общественной взаимосвязи». Более того, чешский исследователь 3. Странски считает это исторической миссией [177].
3. Странски называет такое отношение «музейностью», и считает, что “предметом музееведения не может быть музей», объясняя это тем, что музей - лишь исторически преходящая форма [177, с.9]. Суть музейности «проявляется в стремлении к приобретению и сохранению, несмотря на естественную тенденцию изменения и исчезновения истинных ценностей, сохранение и использование которых создает и умножает гуманистический и культурный облик человека» [там же, с. 10].
Смысл музейного отношения к действительности словацкая исследовательница А. Грегорова видит в преодолении времени во имя культуры [60]. Она выделяет два основных аспекта ее специфичности:
1. Аспект структурности и дифференцированности действительности. Человек осознает целостность действительности в ее бесконечном разнообразии, дифференцированности, структурности. И отличает сущность от явления, часть от целого, особое и исключительное от типичного или общего и т.п. Изучать смысл, значение и цель собственного труда необходимо исходя из такого обобщающего философского подхода и взгляда сверху. И это является одной из основных задач музееведения как науки.
2. Аспект временной тройдименсиональности (аспект «продолжения действительности»). В музейном отношении закодированный исторический смысл человека проявляется в том, что человек осознает течение времени с точки зрения развития - с точки зрения временной тройдименсиональности действительности (прошлое-настоящее-будущее).
В музейном отношении к действительности проявленный и реализованный конкретной деятельностью аспект временной тройдимснсионально-
18
- Київ+380960830922