Ви є тут

История музеев высших учебных заведений дореволюционной России, 1724 - 1917 гг.

Автор: 
Бурлыкина Майя Ивановна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
271340
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Исследования и источники по истории 16
музеев высших учебных заведений дореволюционной России
Глава 2. Зарождение музеев высших учебных 35
заведений России
Глава 3. Становление вузовских музеев России 121
в дореформенный период
Глава 4. Развитие вузовских музеев России 172
в пореформенный период
Глава 5. Деятельность вузовских музеев России 242
на рубеже Х1Х-ХХ веков
Заключение 337
Примечания к главам 352
Список литературы и источников
393
3
ВВЕДЕНИЕ
Современные социокультурные процессы отмечены сложными и противоречивыми явлениями. Потребность в новых мировоззренческих подходах выдвигает необходимость пристального изучения различных аспектов жизни общества. Преобразования последних лет создали предпосылки для более глубокого исследования особенностей российской истории, использования лучших дореволюционных традиций, в том числе в области музейного дела. Музеи призваны регулировать основы развития отечественной культуры, являться важным элементом обеспечения единства общества, формирования и сохранения исторической памяти народов.
Реформистские усилия Петра I привели к возникновению в XVIII веке первых правительственных музеев России, получивших в дальнейшем широкое распространение и сыгравших важную роль в просвещении российских граждан. Они создавались, в соответствии с государственной политикой, при различных министерствах, ведомствах, учреждениях, в том числе при высших учебных заведениях. Кроме того, в России существовали музеи, принадлежавшие различным коллекционерам и общественным деятелям. Таким образом, еще в дореволюционный период сформировались музеи двух видов, существующие и в настоящее время, - правительственные и частные.
По своему статусу музеи высших учебных заведений дореволюционной России являлись самостоятельной учебно-научно-просветительской структурой. Концептуальное отличие их от невузовских музеев состояло в более широком спектре деятельности: активном участии в педагогическом процессе, проведении на базе музейных коллекций научных исследований, доступности широкой публике.
49
собирательской и исследовательской работе принадлежала С. Крашенинникову, по существу самостоятельно проводившему изыскания на Камчатке. Кроме того, в экспедиции принимал участие Георг Вильгельм Стеллер (1709-1746 гг.), который подключился в 1740г. Он собрал для Музея обширную ботаническую коллекцию. Уже по завершении экспедиции проводилась работа по систематической обработке материала, которую вел в числе других С.Крашенинников, но уже в качестве адъюнкта в Академическом университете (читал лекции по естественной истории). В 1750г. Степан Петрович Крашенинников (1713-1755 гг.) назначен профессором натуральной истории и ботаники, а затем ректором Академического университета и Гимназии, которыми руководил в течение пяти лет (29).
Собранный материал в Музее систематизировался, составлялись каталоги. Первоначально, в 1742 г., был издан второй том каталога из трех частей, который включал описание "искусно сделанных вещей" физические инструменты; художественные произведения - портреты, статуи, изделия из воска, свинца, меди, гипса и т.д.; картины - маслом и акварелью; изделия из золота, серебра, геммы; коллекции скифских, китайских, индийских вещей), античных монет и монет более позднего периода. В 1742-1745 гг. опубликован первый том каталога, также состоявший из трех частей. Первая часть включала описание экспонатов "животного царства", вторая - растительного, третья - минерального. Еще до своего сибирского путешествия, в 1731 г., профессор химии и естественной истории Иоганн Георг Гмелин (1709-1755 гг.) приступил к составлению каталога минералогическою (минерального) кабинета. К началу экспедиции (1833 г.) им завершена основная часть работы (на латинском и немецком языках), после возвращения (1743 г.) он внес в него некоторые исправления. В 1745 г.
"Каталог камней и окаменелостей минерального кабинета Кунсткамеры Академии наук" ("Минеральный каталог") был составлен, по заданию в
50
1741 г. профессора ботаники и естественной истории И.Аммана, Михаилом Васильевичем Ломоносовым (на латинском языке, перевод на русский в 1745 г. осуществлен В.Лебедевым и И.Голубцовым). Это была первая научная работа М.В.Ломоносова (30). Он принимал посильное участие в пополнении фондов Музея. Так, в 1757 г. им преподнесены два ящика цветных стекол и смальт, изготовленных по собственной технологии. В 1758 г. М.В.Ломоносову поручено руководство научной и учебной деятельностью Академии наук, с 1760 по 1765 гг. он являлся ректором Университета и Гимназии.
Новые академические экспедиции состоялись в 60-70-е годы XVIII в. 22 октября 1767 г. на Академическом собрании принято решение об организации в 1768 г. экспедиций на север, восток и юг 11 для собирания натуральных вещей и для изучения грех царств природы” (31). Сбор материалов происходил не спонтанно. Для этих и других академических экспедиций составлялись инструкции (32). Отряды возглавили академики И.И.Лепехин, П.С.Паллас, С.Г.Гмелин (племянник Иоганна Георга Гме-лина), И.А.Гильдснштедт, И.П. Фальк.
Важные наблюдения и интересные сборы осуществлены в экспедиции под руководством академика Ивана Ивановича Лепехина (1740-1802 гг.). В ней принимали участие студент Николай Озерецковский (в будущем академик), гимназисты Тимофей Мальгин и Андрей Лебедев, художник Михаил Шалауров и таксидермист (’’чучельник") Филипп Фе-дотьев. Их сопровождали солдаты Санкт-Петербургского гарнизона Иван Ярысов и Исмет Бикмурзип. По мере накопления материалов они отправлялись в Петербург, в Кунсткамеру. Так, в июне 1768 г. с районов Поволжья в Музей поступили коллекции чучел животных и птиц, практически в полной сохранности, испортились лишь немногие из-за недоброкачественной обработки материала таксидермистом. Ознакомившись с бытом пермяков и зырян, И.И.Лепехин отправил этнографические сборы