- 2 -ВВЕДЕНИЕ
fr 'Актуальность исследования определяется необходимостью исторического анализа правового обеспечения общественного призрения в нашем Отечестве. В настоящее время в России идет процесс возрождения разных форм благотворительности, создаются разнообразные благотворительные организации. Несколько последних лет разрабатывался и наконец утвержден (1995 г.) Закон РФ ”0 благотворительной деятельности”. В дальнейшем юридический статус благотворительного движения нуждается в совершенствовании системы законодательных актов, которые являются движущими силами этого процесса.
Потребность в благотворительном движении не снижается. Россия продолжает переживать разнообразные социальные потрясения, которые способствуют возрастанию числа больных, инвалидов, травмированных, стариков, сирот, нищих, беженцев', переселенцев, без-ф домных и прочих групп населения, нуждающихся в медико-социальной поддержке.
Совершенствование правового регулирования благотворительного движения, как прогрессивного процесса, направлено на компенсирование ущерба, наносимого обществу неблагоприятными факторами и тем самым будет способствовать предупреждению заболеваемости, снижению инвалидности, смертности, росту продолжительности жизни.
Истории известно, что коренные реформы никогда не устанавливаются сразу в полком объеме. Учитывая, что воплощение законодательных систем в жизнь немыслимо без более или менее заметных пробелов, необходимо дальнейшее совершенствование юридического статуса благотворительного движения на научно-исторической основе.
Впервые была высказана мысль об острой необходимости углубленного изучения отечественной истории законодательных актов б 'области общественного призрения на трех Международных симпозиумах но "Милосердию, благотворительности и истории медицины" (1990, 1992, 1994 гг.), организованных в'Москве НИЦ "Медицинский музей" РАШ.
В исторической литературе последних лет появились крупные работы Нувахова Б. Е , Власова И В. , Лавровой И. Г., Шилиниса Ю. А. , Сорокиной Т. С., Шингарова Г. X., Руфанова Н. В. , Меньшикова В. В. о истории благотворительного движения в России следующих авторов: Однако в научных трудах современных авторов только косвенно затрагиваются общие и частные вопросы истории правового обеспечения общественного призрения Б России.
До настоящего времени отсутствуют научные исследования, раскрывающие исторические закономерности причин создания правового обеспечения общественного движения. Также не выявлен характер и особенности этого вида законодательств. Ке исследованы ближайшие и отдаленные результаты законодательных актов, то есть их временная "выживаемость". Кроме того, в современной литературе не нашли отражения важнейшие вопросы "технологии" создания законов и их реализации. Отсутствуют данные об исторической роли создателей законодательных актов по развитию благотворительного движения, как подвижников милосердия и благотворительности.
Таким образом, в настоящее время назрела логическая необходимость восполнения пробелов, возникших е исторической литературе по вопросам истории формирования и использования законодательной основы благотворительного движения в дореволюционной России.
Исторический анализ этого опыта мы находим в солидном труде Шумигородского Е. С. -(1879 г.), посвященном описанию деятельности Ведомства Императрицы Марии Федоровны.
Автор прежде всего сделал акцент на истории воспитания и образования русской женщины и роли в этом процессе реформ Екатерины II. Кроме того, Щумигородский Е. С. дает анализ деятельности Опекунского созета и показывает его роль в деле управления Воспитательным домом в Москве (1763) и Петербурге (1770). Именно при Опекунском Совете, состоящем из знатных особ, были учреждены ссудная и сохранная казны, как экономическая база благотворительных учреждения. Этот труд Шумигородского Е. С. заслуживает особого внимания, так как на основании анализа материалов, собранных более чем за сто лет, дается описание эволюции Воспитательных домов и исторической судьбы благотворительных учреждений, объединенных в Ведомство Императрицы Марии Федоровны. Это Ведомство было самым выдающимся объединенным благотворительным комплексом России. О деятельности Ведомства императрицы Марии Федоровны написано немало других работ, но наиболее полным и обстоятельным является труд Е. С. Шумигородского.
К крупным публикациям по общим вопросам организации благотворительного движения, имеющим историческое значение следует также отнести публикации Максимова Е. Д. (пять публикаций, 1883-1903 гг.), Преображенского В. (1898 г.), Соколовского М. К. (1901, 1902 г.).
Максимов Е. Д. характеризует особенности политики в области общественного призрения многих царей России, начиная с Петра I, Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II.
Он в общих чертах сопоставляет исторические периоды и проводит их анализ. Максимов Е. Д. достаточно убедительно доказывает, что тактика и стратегия прогрессивных качал благотворительности должна быть основана ка анализе потребностей в ней.
Благотворительность служит вспомогательным средством общественного благоустройства и требует вмешательства государственной власти в систему управления благотворительных структур и благотворительной деятельности.
На страницах "Вестника благотворительности" (N 6, 1901 г.)
опубликованы статьи Соколовского М. И. , в которых освещены наиболее ранние истоки становления благотворительности. Прослеживается этот процесс, начиная с первобытного периода до времени царствования Екатерины II. Как большинство других обобщающих работ по истории благотворительности (В. Ф. Дерюжинский, А. И. Якобий (1894 г.), A.A. Исаев (1895 г.), E. Н. Каменецкий (1896 г.), Остроумов (1899 г.) публикации Соколовского М. И. носят упрощенный "фактографический", чисто описательный характер, без элементов исторического анализа.
Работа Преображенского В. (1893 г.) интересна тем, что аз-тор, излагая резюме своего исторического анализа, отмечает: 1) добродетель вложена в природу человека; 2) благотворительность обязательна и полезна; 3) благотворительность должна являться требованием внутренней политики государства (государство обязано руководить, контролировать, экономически поддерживать).
Он считает, что эффективным образцом сможет служить организационная Эльберфельдекая система (Германия, конец XIX в.), суть которой в том, что территориальные участки города закреплены за попечителями, которые знают призреваемых, учитывают и надзирают за ними. При этом уделяется большая роль церкви в помощи призреваемым. В этой работе имеют место отдельные фрагменты описания истории благотворительности России, где автор доказывает, что в этом процессе необходимо совместное участие государства, церкви, общества, частных лиц.
- Київ+380960830922