ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................
ГЛАВА 1. НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ..............................................................25
1.1. История возникновения и развития понятия нематериальное культурное наследие..........................................................25
1.2. Материальное и нематериальное культурное наследие как категории современной культурологии.........................................41
1.3. Пространственные формы репрезентации: материальная и нематериальная компоненты........................................................56
1.4. Временные (процессуальные) формы репрезентации в культуре......70
ГЛАВА 2. НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В КОНТЕКСТЕ МУЗЕЙНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ..............................86
2.!. Моделирование действительности в системе функций музея.........86
2.2. Моделирование в системе сохранения и презентации культурного наследия в музее............................................................103
2.3. Музейная экспозиция как форма презентации нематериального культурного наследия в музее.................................................123
2.4. Музейная педагогика как форма презентации и актуализации нематериального культурного наследия в музее.....................136
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ И ПРЕЗЕНТАЦИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В МУЗЕЕ.........................149
3.1. Нематериальное культурное наследие в системе музейной практики 149
3.2. Продуктивные способы-сохранения и презентации нематериального культурного наследия в музее.....................................162
3.3. Сохранение и презентация нематериального культурного наследия в музее: лингводидактическая модель.......................................181
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................200
Список использованных источников и литературы:........................203
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность теми. В современной культурологии общим местом стало положение о том, что в последние десятилетия наблюдается стремительное изменение социокультурной ситуации в целом. Под воздействием процессов, связанных с глобализацией, сильнейшим образом трансформировалась экономическая сфера, изменения коснулись также области политики, социальных отношений и, безусловно, культуры. Все это повлекло за собой неизбежные сдвиги, во-первых, в области практической работы институций культуры и, следовательно, их значительные институциональные трансформации, во-вторых, в области научного описания и анализа происходящих процессов. Поскольку прежнею терминологического и методологического инструментария часто оказывается недостаточно для проведения исследований в той или иной области, или использование его позволяет получить лишь искаженную картину реальности, в рамках которой новые явления описываются с помощью не соответствующих им или устаревших средств, в науку периодически вводятся новые понятия, лишь некоторые из которых становятся реальным механизмом научных исследований и определяют их направления на годы вперед. Одним из них является еще не до конца признанное в научном сообществе, но получившее широчайшее распространение понятие нематериального культурного наследия (далее -НКН).
Начиная в 1970-х гг., под воздействием стремительных и в ряде случаев однонаправленных изменений в культуре и обществе все более и более актуальным становится вопрос о традициях, имеющих сущностный характер для оснований той или иной локальной культуры. В связи с этими явлениями проблема сохранения и презентации НКН была осмыслена как одна из наиболее серьезнейших и актуальнейших проблем современного музееведения и, шире, культурологии.
- понятие «нематериальное культурное наследие» было осмыслено как категория современной культурологии;
- впервые был проведен системный анализ феномена нематериального культурного наследия и определено его место в системе культуры;
- рассмотрены составляющие понятия «нематериальное культурное наследие» и были выработаны принципы для дифференциации
I
нематериальных явлений культуры;
- функция моделирования действительности была проанализирована в системе функций музея, а также в системе «сохранение/презентация»;
- музейная экспозиция и музейная педагогика были рассмотрены как формы сохранения и презентации нематериального культурного наследия в музее;
- были проанализированы продуктивные способы сохранения и презентации нематериального культурного наследия в музее;
- была предложена методологическая модель сохранения и презентации нематериального культурного наследия в музее.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурное наследие, представляющее собой подсистему метасистемы культуры и являющееся ей изоморфной, должно рассматриваться как подвижная дополнительная смысловая нагрузка. Наследие обладает процессуальной сосчдвляющей, характеризующейся рефлексивностью и дискурсивпостыо. Функционирование наследия возможно в специальных искусственно созданных зонах, являющихся формами реализации музсйности.
2. Нематериальное культурное наследие имеет отношение к человеческой и процессуально-деятелыюстиой модальностям культуры (по терминологии М.С. Кагана). Содержание понятия включает два разнородных, но взаимосвязанных и взаимозависимых культурных явления, одно из которых представляет собой временные (процессуальные) формы репрезентации в культуре, а второе может быть описано как «код» или
«смысл», необходимый для рецепции материальных и нематериальных объектов культуры.
3. Сохранение нематериального культурного наследия в музее не является сохранением в чистом виде, поскольку в музее создается и передастся модель того или иного нематериального явления. Музей выступает в этом контексте как сложный кодирующий механизм, осуществляющий отбор явлений культуры, их изучение и передачу.
4. Музейная экспозиция представляет собой модель пространственных форм репрезентации культуры и является, с одной стороны, результатом деятельности музея, с другой стороны, местом встречи созданной музеем модели реальной действительности с посетителем. Каждый объект культурного наследия связан, таким образом, одновременно с четырьмя контекстами, создающими динамическое поле его интерпретации: аутентичный контекст (среда бытования), контекст исследования (музейный фонд), контекст экспозиции (музейная модель реальной действительности) и контекст посетителя (восприятие объекта культурного наследия).
5. Музейная педагогика представляет собой форму передачи временных (процессуальных) форм репрезентации. Музейная педагогика ориентирована на (1) перевод модели реальной действительности на язык посетителя (традиционные формы музейной коммуникации), или на (2) способствование освоению посетителем того или иного языка культуры (нетрадиционные формы музейной коммуникации).
6. Нематериальное культурное наследие, рассмотренное как явление, созданное на одном из языков культуры, позволяет создать методологическую модель сохранения и презентации, основанную на принципах преподавай ия/изучения неродных языков. В этом случае методологической основой сохранения и презентации нематериального культурного наследия в музее помимо совокупности общепедагогических методов является лингводидактика.
- Київ+380960830922