Ви є тут

Особенности архитектурной пластики в храмах Камбоджи : Стиль, иконография, синтез искусств

Автор: 
Теч Самнанг
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000243764
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. Актуальность темы, критический обзор литературы, методика исследования......................................4-24
Глава I. Основные тенденции развития культовых архитектурных сооружений Индии и стран Юго-Восточной Азии 25-85
1. Значение буддизма в Индии и странах Юго-Восточной Азии..........................................................28-33
2. Космология буддизма и семантика строения храма...34-39
3. Памятники храмового искусства Индии...................40-58
4. Буддизм в Камбодже. Храмовое строительство в Камбодже. Основные этапы................................................59-85
Глава II. Особенности создания экстерьерных и интерьерных построений в храмах Камбоджи.................................86-131
1. Принципы создания архитектурного ансамбля в храмовом зодчестве Камбоджи и особенности его восприятия..............87-119
2. Специфика пространственного восприятия храмовых ансамблей.................................................... 120-131
Глава III Мифологические основы образной системы декора-
- з -
тивного убратства храмов Камбоджи. Типология создания изобразительного ряда..........................................132-163
1. Мифологические основы образной системы декоративного убранства храмов Камбоджи. Особенности изобразительных средств в круглой скульптуре....................................132-145
2. Стилистические особенности кхмерских рельефных композиций, тематика их пластического воплощения................146-157
3. Символика и особенности пластического воплощения растительного орнамента.......................................158-163
Глава IV. Художественные особенности декора Ангкор-Ват.
............................................. 164-261
1. Мифологические и религиозные основы содержания декоративного убранства храма.................................. 164-178
2. Структурно-семантические особенности композиционного построения тематических циклов в декоративном убранстве храма
.................................................. 179-224
3. Анализ пластического и орнаментального декора ансамбля - приемы и средства художественно-образной выразительности
.................................................. 225-237
4. Художественная система декоративного убранства Анг-
кор -Вата и его связь с архитектурой....................... 238-251
Заключение............................................ 252-261
Примечания............................................ 262-263
Библиография.......................................... 264-273
І
I
?0£СКЙ(ЯСАЯ Б*. ] У! 0 1 V 1С{~
- 41 -
Чтобы в полной мере осознать неоднозначный и сложный характер постоянного взаимодействия архитектурных традиций Индии и сопредельных стран представляется важным проследить и осмыслить основные, типологически-значимые изменения в символико-конструктивных композиционных решениях буддийских построек.. имеющих в своей основе один из наиболее типичных вариантов планировки традиционных культовых сооружений.
-Среди данных сооружений храмового типа можно выделить три наиболее распространенных и продуктивных типа культовых сооружений: ступа (монументальный, чаще всего полусферичес-
кий погребальный холм, имевший единственное внутреннее пространство - реликварий). чайтья (храм) и вихара (монастырь) .
Ступа как архитектурная форма заслуживает более подробного рассмотрения, так как именно это архитектурное построение лежит в основе многих более поздних архитектурных памятников, как Индии, так и стран Юго-Восточной Азии.
Следует проанализировать развитие конструктивных трансформаций этой древнейшей архитектурной формы, выделить ее региональные особенности.
Изначально ступа представляла собой центрическое сооружение без внутреннего пространства, имеющие исключительно символическое значение и не рассчитанное на пребывание в сравнительно небольшом реликварии ни священнослужителей, ни верующих.
В странах Юго-Восточной Азии эта архитектурная форма культового зодчества обретала собственные специфические национальные черты, что выразилось и в свойственных только
- 42 -
данной стране обозначениях этого понятия: в Шри Ланке ступу
называли "дагоба", в Тайланде - "чеди", в Лаосе - "тхат", в Бирме - "зеди" или "лато", в самих названиях выразились определенные специфические особенности национального восприятия буддийских философских догм и постулатов.
Монументальная ступа явилась необходимым и наиболее распространенным конструктивным типом культовых сооружений практически во всех странах буддийского мира, за исключением Камбоджи.
Однако и в этих странах Юго-Восточной Азии архитектурная форма ступы была воспринята опосредованно и в качестве образца в большинстве случаев бралась более сложная архитектурная форма дагобы с ее своеобразной вытянутой в виде колокола основной частью.
Образцы такого архитектурного осмысления традиционной формы были наиболее распространены и в Бирме и в Тайланде, в Лаосе и Вьетнаме в ХП-ХУ1 веках.
В названных странах в основе традиционного построения ступы, как и в изначальном прототипе, поминальном могильном кургане, был заложен постоянный значимый элемент - массивная монолитная полусфера, завершающаяся небольшой хармикой -кзадраткым алтарем и зонтом.
Это символическое назначение ступы как части погребального обряда сохранилось до наших дней во многих странах "буддийского мира".
Так. например, в Тайланде небольшие по размеру поминальные ступы воздвигают в качестве освященного веками традицией пышного надгробия на могилах предков.