2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ...................................................2
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА I. Формирование пространственной и социоэкономической среды Сергиева Посада.............................................19
1.1. Роль Троице-Сергиевой Лавры в формировании пространственной среды города...............................19
1.2. Социозкономическая основа развития городской культуры...39 ГЛАВА II. Роль промыслов в формировании социокультурной среды Сергиева Посада.............................................62
2.1. Городская ремесленная деятельность в контексте эволюции Сергиева Посада.............................................62
2.2. Кульгурообразующие функции промысловой деятельности
ремесленного населения Сергиева Посада......................98
ГЛАВА III. Городская культура Сергиева Посада: общее и особенное.. 126
3.1. Общеобразовательная, издательская и культурнопросветительская деятельность в Сергиевом
Посаде.....................................................126
3.2. Храм в социокультурной среде Сергиева Посада.....154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................180
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.............................186
ПРИЛОЖЕНИЕ!................................................204
ПРИЛОЖЕНИЕ 2...............................................216
ИЛЛЮСТРАЦИИ................................................220
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На протяжении многих столетий малые города России сохраняли денную историческую среду, формируя национальную культуру. В настоящее время перспективы их возрождения, и следовательно, выявления и сохранения традиционной культуры в значительной мере связаны с включением культурного наследия в современную жизнь общества. Это предполагает необходимость интенсивной работы по исследованию всех тех элементов, которые составляют наследие: историческая среда города, памятники истории и культуры, традиции народной культуры, ремесла и промыслы, природное окружение и проч. Судьба любого исторического города неповторима, и возрождение каждого из них должно решаться на основе специальных (федеральной и региональных) программ. В свете этих задач в диссертации впервые рассматривается культурная среда малою исторического города Сергиева Посада. Проблема изучения города в таком аспекте является одной из наиболее сложных и актуальных в системе гуманитарных знаний.
Изучение культуры духовного центра России и одновременно знаменитого города игрушки представляет исключительный интерес не только в плане выявления определенных типичных провинциальных черт быта, различных культурообразующих процессов самого широкого профиля. Актуальность исследования видится и в возможности реконструкции редкого пласта традиционной культуры ремесленного населения в городе, находившемся под мощным прессом, с одной стороны, Троицс-Сергисвой Лавры, а с другой - Москвы.
Значение ресурсного потенциала Сергиева Посада полностью отвечает условиям включения этого населенного пункта в Список исторических городов России, а также в Федеральную программу «Золотое
22
исследований.
Как известно, монастыри, основанные в местах, выигрышных в экономическом, торговом отношении, довольно скоро переставали быть “местом уединения”, притягивая к себе не только паломников, но и торговцев, ремесленников, земледельцев. Чем больше была слава основателя обители, тем многочисленней был поток к нему паломников (достаточно вспомнить, например, Ченстохово (Польша), Лурд (Франция)1. Скопление многолюдных масс создавало благоприятные условия для образования и развития рынка. Монастыри становились владельцами больших поместий, а их стены и башни, в случае необходимости, служили военными крепостями (примером могут служить подмосковные монастыри-"сторожи”). Обмирщение монастырей превращало их в подобие кремлей, вокруг которых при благоприятных условиях возникали города2.
Историческое ядро Сергиева Посада - Троице-Сергиев монастырь, основанный в 1337г. Сергием Радонежским. Заселение окрестностей Троицкого монастыря началось еще при игуменстве Сергия. Его личность и слава Троицкого монастыря привлекали не только иноков и богомольцев, но и земледельцев, пожелавших поселиться в тех местах. Для них монастырь был надежной религиозной и хозяйственной опорой в Смутное
1 Анциферов Н., Анциферова Т. Книга о городе. Ч. 2. Современные города. Л., 1926. С. 38.
Белоненко B.C. К постановке вопроса о комплексном изучении русских монастырей. // Православие в Древней Руси. Л., 1989. С.79.
- Київ+380960830922