ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................3
Глава I .Представления о "языке музея" в отечественной теории музееведения........................................... 13
1.1.Основные концепции "языка музея" в отечественной теории музееведения...................................14
1*1.1. "Художественный образ" как основа "языка музея"................................................15
1.1.2* Музейный предмет как основа '‘языка музея” 22
1.2. Использование семиотических идей в представлениях о музейной экспозиции.................................34
1.2.1. Семиотический подход к анализу “языка музея”34
1.2.2. Современное состояние проблемы.................53
Глава 2.Семи отеческий анализ элементов музейной экспозиции ........................................................69
2.1 .Основные понятия семиотики в приложении к
музейной экспозиции..............................70
2.2. Знаковая природа музейного предмета..............90
2.3. Музейный экспонат как символ....................109
Глава 3. Системно-семиотический анализ музейной экспозиции ..................................................... 124
3.1.Музейная экспозиция как развитая семиотическая система..............................................125
3.2.Средства сознательного направления выбора смыслов..............................................141
3.3.Музейная экспозиция как предметно-пространственная среда.........................................155
Заключение................................................174
Список литературы
181
3
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования.
Интерес к культуре часто возникает в переломные моменты эпохи. Не стало исключением и наше время - время резких перемен в политике, экономике, всем жизненном укладе людей нашей страны. Потому так понятен интерес исследователей к механизмам передачи традиционных и вновь создаваемых элементов культуры. Вследствие этого невозможно обойти вниманием один из самых важных как для музееведения, так и для культурологии в целом, механизм музейной коммуникации. Развитие теории музейной коммуникации является одной из насущнейших проблем современного музееведения. Особенное внимание исследователей привлекает в рамках современной теории музейной коммуникации музейная экспозиция. Интерес к ней музеологов объясняется ориентированностью современною музея на посетителя, и, шире, на общество в целом. Именно этим вызывается актуальность и значимость исследований экспозиции как демонстрационной формы музейной коммуникации. Однако не меньший интерес исследователей вызывают и внутренние закономерности бытия музея как особого феномена культуры. Выявление этих закономерностей также является необходимой методологической основой для современных музейных технологий, позволяющих музею органичнее входить в культуру конца XX века. Поэтому в настоящее время важно рассматривать музейную экспозицию и как канал музейной коммуникации - устройство, предназначенное дня передачи информации. Изучение музейной экспозиции под данным углом зрения дает возможность уточнить механизмы музейной коммуникации в рамках экспозиции, вычленить процессы, происходящие во время коммуникационного акта. Исследование музейной экспозиции как канала коммуникации должно включать в себя изучение особенностей природы его элементов, связей меящу ними, структуры системы и принципов взаимодействия между элементами, определяемых как свойствами самих элементов, так и внешними воздействиями.
18
взгляд, могла породить представления о “языке музея” и “языке экспозиции”.
В трудах Первого Всероссийского музейного съезда представлены две различные точки зрения на природу языка музея. Первая была представлена в докладе Л.В. Шестакова ’’Марксизм- ленинизм в экспозиции музеев революции." 7 Основным положением, от которого отталкивается в данном случае автор, явилось представление о том, что для того, чтобы массовым посетителем были восприняты логические понятия и связи, необходима некая психологическая, эмоциональная опора для самостоятельной работы интеллекта. (Та же мысль была высказана и
Н.М. Дружининым в статье “Классовая борьба как предмет экспозиции историко-революционного музея5’, впервые увидевшей свет в 1930 г.)8 Такая опора видится исследователю необходимой, прежде всего из-за малой образованности, плохой подготовленности массового посетителя музея. Именно поэтому для создания эмоциональной зарядки, служащей опорой для восприятия, нужно использовать наиболее понятный, с точки зрения Л.В.Шестакова, язык - язык образов. Задача экспозиции в этом случае - “подача логических понятий, раскрывающих сложные общественные отношения, выявляющих такие моменты как революционные катаклизмы и пр. путем их соединения с понятиями, создающимися через образное мышление, т.е. через образное восприятие”.9 Задачу эту предлагалось решать путем отбора и создания для экспозиции большого количества тематической скульптуры, живописи, графики, а также “отображение тех или иных понятий различными художественными формами, красочными пятнами и другими методами воздействия художественного порядка”.10 Причем все эти средства должны способствовать выработке единого логического потока сознания у каждого посетителя экспозиции. Автор считает, что именно такая форма экспозиции наиболее понятна и убедительна для массы.
7 Шестаков Л.В. Марксизм-пенинкш в экспозиции музеев революции. // Труды I музейного съезда. - Т1. - М., 1931.-
С.69-75
г Дружинин Н.М. Классовая борьба ках предмет экспазш#<н историко-краеведческого музея. // Дружинин Н.М. Избрании» труды. - М., 1988.-С. 271-284 * Шестаков Л.В. Указ.соч.- С.70
10 Труды I музейного съезда. - Т.1- М., 1931. - М., 124-126
19
Нужно отметить, что для авторов музейно-теоретических работ важна была не только чисто рассудочная, логическая понятность и убедительность экспозиции, но и ее “эмоциональная убедительность”, так как агитационная направленность политико-просветительной деятельности тогдашних музеев требовала и эмоционального воздействия на посетителя, которое могло бы способствовать побуждению его к действию, к борьбе. По мнению Л.В. Шестакова, музей революции, сочетающий систему (выделено нами, A.B.) логических понятий и образов, таит в себе силу огромного эмоционального воздействия и организует сознание в определенном направлении.
В принятых I всероссийским музейным съездом тезисах доклада Л.В. Шестакова выделены основные свойства языка музея (как языка экспозиции):10 [.Специфический язык экспозиции Музея революции должен сочетать систему логических понятий и образов, явленных в единстве содержания и формы;
2. Этот язык наиболее понятен и убедителен для массы, наиболее пригоден для агитации и пропаганды.
3. Логическое понятие как единица этого языка строится на основе анализа революционного процесса на основе марксистско-ленинской методологии;
4. “Художественный образ - это идея в конкретной чувственной форме и в экспозиции Музея. Он строится по принципу той же научной, т.е. марксистско-ленинской абстракции, пронизывается классовым содержанием пролетариата и, следовательно, с максимальной объективностью отражает существенное, закономерность революционного процесса”11
5. Художественное оформление экспозиции не должно быть подсобным, подчиненным фактором в раскрытии содержания экспоната;
6. Необходима актуализация не только содержания, но и формы экспозиции, т.е. "... художественное оформление экспозиции должно также иметь преломление в современность, сохраняя при этом стиль эпохи, ее характерные особеннос-
"Укзз .соч.-С, 124
12 Шестаков Л.В. Утаз. соч. -C.I25
- Київ+380960830922