Ви є тут

Культурно-историческая эволюция формы и символики церемониальных костюмов при Российском императорском дворе XVIII - ХIХ вв.

Автор: 
Амелёхина Светлана Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. ист. наук
Рік: 
2003
Артикул:
198675
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1. Введение.................................................4
2. Глава I. Коронационный костюм XVIII в....................23
§ 1. Коронация императрицы Екатерины I...................29
§ 2. Коронация императора Петра II.......................62
§ 3. Коронация императрицы Анны Иоанновны................68
§ 4. Коронация императрицы Елизаветы Петровны............74
§ 5. Коронация императрицы Екатерины II..................82
§ 6. Коронация императора Павла I и императрицы Марии
Федоровны..............................................90
§ 7. Придворные мастера-портные..........................112
3. Глава И. Орденский костюм.................................119
§ I. Церемониальный костюм ордена св. Андрея
Первозванного........................................130
§ 2. Церемониальный костюм ордена св. Екатерины.........137
§ 3. Церемониальный костюм ордена св. Александра
Невского.............................................142
§ 4. Церемониальный костюм ордена св. Анны..............145
§ 5. Церемониальный костюм ордена св. Георгия
Победоносца..........................................146
§ 6. Церемониальный костюм ордена св. Иоанна
Иерусалимского.......................................148
§ 7. Гардероб Капитула российских орденов...............149
158
165
172
.180
184
.190
209
214
221
228
.231
Глава III. Коронационный костюм XIX в...............
§ 1. Коронация императора Александра I и императрицы
Елизаветы Алексеевны.............................
§ 2. Коронация императора Николая I и императрицы
Александры Федоровны.............................
§ 3. Коронация императора Александра II и императрицы
Марии Александровны..............................
§ 4. Коронация императора Александра III и императрицы
Марии Федоровны..................................
§ 5. Коронация императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.................................
Выводы...............................................
Приложение (Таблица)................................
Список неопубликованных письменных источников.......
Список опубликованных письменных источников.........
Библжирафия..........................................
48
и выставлялся в Кунст-Камсре, откуда в 1930 г. был передан в Государственный Эрмитаж, где хранится по сей день.
По свидетельству Ф.В. Берхгольца, камер-юнкера, состоявшего в свите голштинского герцога, Екатерина Алексеевна, которая «была почти всегда одета необыкновенно великолепно», появилась на коронации в «богатейшей робе. Платье на ней было из пурпуровой штофной материи с богатым и великолепным золотым шитьем, а шлейф его несли пять стаст-дам». Тяжесть коронационного облачения была столь велика, что императрица вынуждена была неоднократно останавливаться во время процессии.1 Коронационное платье первой российской императрицы сохранилось до наших дней в составе Оружейной палаты. (Рис. 8) Оно сшито из шелковой ткани репсового переплетения вишневого цвета и состоит из трех частей: корсажа, который по-русски назывался
«снурованье» или «шнурованье», шлейфа и юбки.
Юбка не прикреплена к корсажу, а линия их соединения на талии прикрывается декоративными зубцами (“tassettes” - франц., “tabs” - англ.). Вшитые в нижний край корсажа, они представляют собой рудименгарные фрагменты разрезной баски, характерной для мужского и дамского костюма 1620-30-х гг. и состоявшей из 8-ми или 12-ти отдельных частей в форме трапеций разной величины. Корсаж, сплошь проложенный косточками из китового уса, имеет широкое овальное декольте, а спереди оканчивается небольшим острым мысом («шнип»). Точно такой же мыс имеется и сзади. Объем талии составляет 97 см. Юбка спереди гладкая, а на боках и сзади заложена крупными складками. Длина ее окружности составляет 4 метра. Съемный шлейф заправляется под два больших перевернутых вниз крючка, пришитых к спинке корсажа на талии, и пристегивается мелкими крючками к узкому шнурку, проложенному по нижнему краю корсажа. Длина шлейфа составляет 3,5 м.
Принято считать, что подобный тип парадного придворного платья, которое во Франции называлось “le grand habit”, в Англии - ‘‘full dress”, а в России XVIII столетия - «роб» (франц. - платье) или «роба», впервые появился при дворе Людовика XIV, а затем был принят при всех королевских дворах Европы. Большинство историков костюма также сходятся во мнении, чю, поскольку с сер. XVJI в. законодательницей мод в Европе являлась Франция, при Российском императорском дворе в
1 Рассказ Берхгольца... Указ. соч. С. 372.
49
XVIII в. господствовал французский тип костюма. В связи с этим указание Ф.В. Бсрхгольца на то, что коронационное платье первой российской императрицы было сшито не по французской, а «по испанской моде»,1 заслуживает особого внимания.
Известно, что во Франции в 1724 г. модным считался принципиально иной тип платья - так называемое “robe volante” (струящееся). Оно ниспадало с плечей до земли, слегка расширяясь книзу. Спереди его полагалось приподнимать рукой, грациозно демонстрируя при этом нижнюю юбку. Спинка платья была присборена или заложена на плечах складками, что создавало дополнительный объем. Это платье прекрасно выражало дух эпохи, с ее мечтами о свободе и легкости. Раньше такие платья позволялось носить лишь в неофициальной обстановке частного будуара, а появление множества “robe volante” на улицах Парижа в эпоху Регентства шокировало старшее поколение, привыкшее к строгим костюмным кодексам Людовика XIV.2 ‘‘Robe volante” стало во Франции своеобразным протестом против традиционного церемониального придворного платья, изысканный силуэт которого формировался при помощи жесткого корсажа.
Женский корсаж из согнутых и обтянутых тонкой замшей или бархатом металлических прорезных пластин, соединенных шарнирами, впервые появился в Испании. Он представлял собой верхнюю часть костюма совершенно нового типа, который, но преданию, придумала для себя в 1468 г. королева Кастилии Хуана Португальская. Нижнюю часть такого костюма формировала каркасыая юбка (“verdugos”- исп. - молодое деревце) из плотной ткани, в которую вшивали прутья, позже - тростник, металлические обручи или китовый ус.3
Китовым усом ("baleine франц., “whalebone”, “baleen” - англ.) называют длинные ороговевшие пластины, которые у китов занимают место зубов. Ценнейшими качествами китового уса являются его легкость, эластичность и гибкость. Если размягчить китовый ус в горячей воде, он может принимать желаемую форму и сохраняет ее в охлажденном виде. При изготовлении обручей для нижних юбок и
1 Там же.
2 Dclpiertc М. Указ. соч. Р. 10-11.
5 Мсриалова М.Н. Указ. соч. Т. 1. С. 238. 322, 339.