ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3
Глава I. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
1ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА КУКОЛ В РОССИИ XX В................... 20
1Л. Театр кукол в России на рубеже XIX—XX вв............... 20
1.2. Театр кукол в России первой половины XX в............. 29
1.3. Театр кукол в России второй половины XX в............. 56
Глава И. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ФЕНОМЕНА ТЕАТРАЛЬНОЙ КУКЛЫ................................................. 81
2.1. Эволюция понятия театральной куклы в отечественной исследовательской мысли................................ 81
2.2. Коллекции театральных кукол как фактор трансляции культурного наследия в области театра кукол............ 93
Глава III. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ РОССИИ XX В.
(НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОЛЛЕКЦИЙ)........................ 105
3.1. Куклы традиционных представлений рубежа XIX — XX вв... \ 06
3.2. Куклы Серебряного века................................ 109
3.3. Куклы агитационного театра 1920-х— 1930-х гг.......... \ \ 5
3.4. Куклы профессионального театра кукол 1920-х— 1930-х гг \\$
3.5. Куклы времен Великой Отечественной войны............... 126
3.6. Куклы эпохи натурализма конца 1940-х — 1950-х гг....... 129
3.7. Куклы экспериментальных спектаклей конца 1950-х — 1960-х гг.... 136
3.8. Куклы и новые средства выразительности театра кукол 1970-х — первой половины 1980-х гг............................. 143
3.9. Театральные куклы конца 1980-х — 1990-х гг. как синтетический
вид творчества.............................................. 150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................... 156
Каталог театральных кукол из музейных собраний России........... 1 б 1
Библиографический список......................................... 188
Иллюстрации..................................................... 205
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Театральная кукла является важным элементом культуры: ее знаковосимволические и функциональные возможности используют в ритуальнообрядовой, театральной и музейной сферах, активное применение она находит в кино, анимации, на телевидении. На сегодняшний день не существует универсального определения театральной куклы, что вызвано состоянием современного театра, отмеченного тенденцией движения к зрелищу, перфомансу, синтезирующему разные театральные традиции, формы и знаки. Эпоха «тотального театра», создающего представления универсального масштаба, обращается к театру кукол как к • мощному средству иносказательности. Метаморфозы последних лет меняют традиционное представление о театральной кукле, что позволяет ряду исследователей включать в это понятие все средства художественной выразительности кукольного искусства, объединенные двигательной функцией. В рамках данной работы театральная кукла рассматривается в качестве объекта театральной и музейной деятельности в следующем значении: «Театральная кукла — это художественный образ, рожденный замыслом режиссера и художника, воплощенный художником и конструктором в материальный предмет, позволяющий актеру оживить его, создать сценический образ»1.
В наши дни человечество вступило в эпоху «киборгизации» или постепенного сращивания с искусственным, а это значит, что свою идентичность оно все с большей готовностью соотносит с искусственным образом робота, манекена, механической куклы, терминатора, киборга и пр. Театральная кукла, благодаря своей склонности к иносказанию, имитациоиности и способности моделировать действительность, выгодно отличающуюся от реальности, становится необычайно актуальной в переломные моменты истории. В XX в. человека часто посещают чувства изменчивости и нестабильности мира, тоска по утраченной целостности
20
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА КУКОЛ В РОССИИ XX В.
1.1. Театр кукол в России на рубеже XIX—XX вв.
Сотни лет у многих народов мира существовали кукольные представления с постоянным комическим персонажем в главной роли — кукольным шутом. В разных странах он назывался по-своему: в Узбекистане — Палван Качаль (Лысый богатырь), в Италии — Пульчинелла (Петушок), в Германии — Гансвурт (Иван-колбаса), на Украине — Ванька Ру-тю-тю или просто Рататуй. Почти все они похожи как братья. У них огромные носы, улыбающиеся рты, они горбаты, говорят визгливыми голосами, на них шутовские колпаки, а в руках — дубинки. Сходны и характеры этих персонажей — веселые, озорные, в них смесь порока и наивности, простоватости и хитрости. Они не боялись ни властей, ни чертей, ни смерти, лупя своей дубинкой всех, кто подвернется под руку.
Русский сатирический персонаж — Петр Иванович Уксусов — всенародно любимый Петрушка. Вероятно, впервые он появился в России в 30-е гг. XVII в. и с тех пор остается любимцем публики. В книге немецкого дипломата и путешественника Адама Олеария мы находим первое упоминание о представлении с персонажем, напоминающим 11етрушку. К запискам приложена картинка с его изображением.
В Энциклопедическом словаре Ьрокгауза и Ефрона приводится традиционный сюжет народной комедии о Петрушке. «После предварительных переговоров с шарманщиком из-за ширмы является Петрушка, танцуете женой и дерется с ней. Цыган предлагает ему купить лошадь и надувает его: лошадь оказывается норовистой и при первой попытке героя сесть на нее сбрасывает его с седла. На стоны Петрушки является доктор-немец; в ответ на его расспросы (по другому варианту — вместо платы за лечение) Петрушка колотит его палкой и убивает. Следует комический монолог Петрушки,
21
боящегося кары, которая и является в лице квартального («фатального»). Петрушка сперва просит пощады, но затем кончает и с полицейским. «Эта расправа производит в публике настоящий фурор» (Д. А. Ровинский). Пьеса оканчивается или приглашением, обращенным Петрушкой к публике, пожаловать на его свадьбу с Пигасьей, или — по другому варианту — неожиданным появлением собаки, которая, схватив неистово визжащего героя за нос, утаскивает его в тартарары»1.
В чем же привлекательность 11етрушки для своего зрителя?
Во-первых, он жизнерадостен и оптимистичен, всегда в хорошем настроении и из любой передряги выходит победителем. Нет проблемы, с которой он не мог бы справиться. Он неуничтожим и непобедим. И когда люди видят, как Петрушка победоносно колотит дубиной полицейского или даже самого царя, в них может возникнуть крошечная надежда на то, что и в их жизнях все самое лучшее впереди, а самое худшее уже случилось. Во-вторых, большая часть населения России оставалась неграмотной, и для них Петрушка являлся одним из немногих источников информации, своеобразной «живой газетой».
Начало XX в. с его научно-техническим прогрессом, подъемом промышленности, революционными волнениями и военными потрясениями приводЬт к поискам новых средств выразительности. Ф.А. Степун писал, что в то время «твердили об одном и том же: о кризисе культуры, о грядущей революции, о горящих лесах и расползающихся в России оврагах»2, а люди жили в предчувствии надвигающейся катастрофы. Историк В.Н. Перетц, исследуя историю театра кукол в России, пришел к выводу, что к рубежу XIX — XX вв. театр кукол переживал кризисную ситуацию: «В течение всего XIX в. светский кукольный театр стал известен по всем крупным городам России, а духовный, который у нас имел свою особую судьбу, также служил и служит одним из любимых развлечений народа. По в последние годы, приблизительно лет 15-10, наблюдается постепенное исчезновение обоих этих видов кукольного
- Київ+380960830922