Ви є тут

Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании

Автор: 
Кроллау Наталья Евгеньевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата культурологии
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
243
Артикул:
198631
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Стр.
Введение..............................................................3
I '
Глава I История создания коллекций материальных памятников индийской культуры и природы в музеях Великобритании в XVII -первой половине XIX веков............................................17
§ 1 Социально-политические и культурные предпосылки формирования коллекций............................................................17
§ 2 Анализ комплекса памятников индийской природы и культуры.........45
Глава II История развития коллекций материальных памятников индийской культуры и природы в музеях Великобритании во второй половине XIX первой половине XX веков как отражение социокультурных потребностей общества................................92
у
§ 1 Факторы, обусловившие эволюцию музейных коллекций................92
§ 2 Всемирные выставки как катализатор процесса формирования музейных коллекций индийских памятников...................1.........108
§ 3 Основные тенденции функционирования музейных собраний индийских памятников..........................................................124
Заключение..........................................................155
Примечания..........................................................161
Источники...........................................................174
Библиография........................................................178
Приложения..........................................................198
3
Введение
В XX - XXI вв. интенсивно идет процесс интеграции различных культур и формирования общечеловеческих норм, ценностей и идеалов. В то же время повышается внимание к национальной и региональной культурной специфике. Самобытность индийской цивилизации, сохранявшей на протяжении тысячелетней' истории свои: культурные традиции,, а также важное геополитическое положение Индии, усиливают в настоящее время интерес к ее высокоразвитой культуре и проблеме межкультурного диалога, в частности, проходящего в пространстве музея. В*- XVI11 веке Британия постепенно вытеснила торговые компании-* других европейских стран с территории Индийского субконтинентами с 1757 года большая часть Индии оказалась в колониальной зависимости от Великобритании; а с середины ХЕХ века Индия вошла в состав Британской империи; Поэтому для англичан там: существовали несравнимо более благоприятные, чем для других европейцев, возможности ознакомления с местной культурой? и коллекционирования индийских памятников. Первый в мире музей, собрание которого было составлено преимущественно из индийских памятников - Музей Ост-Индской компании был открыт именно в Лондоне. Музейные коллекции индийских артефактов в Англии, а также индийские экспозиции на всемирных выставках, организованные Великобританией, впервые позволили широким слоям европейской публики ознакомиться с многочисленными произведениями, созданными далеким восточным народом, выступая в качестве трансляторов индийской культуры. Осмысление феномена интеграции разных культур в рамках музейного дела в XIX - начале XX веков позволяет учитывать и использовать опыт прошлых столетий в современной музейной работе.
В» связи с этим приобретает актуальность исследование музейного коллекционирования: индийских памятников в Великобритании. Выявление изменения характера экспонирования, музейных предметов и проведение анализа зависимости интереса к собирательству тех или иных комплексов
23
возможности науки расширились благодаря тому, что к услугам ученых уже существовал микроскоп, изобретенный А. Левенгуком (1632 - 1723) и усовершенствованный англичанином Р. Гуком (1635 - 1703). Английский естествоиспытатель Н. Грю (1641 - 1712) автор трудов «Очерки философской истории растений» (1672) и «Анатомии растений» (1682) исследовал с помощью микроскопа строение растений и ввел в употребление термин «ткань».
Профессор Лондонского университета Р.Гук описал свои наблюдения над объектами мертвой и живой природы в работе «Микрография» (1665). Им было открыто клеточное строение растений и введен в научный обиход сам термин «клетка». Английский ученый Дж. Рей (1628 - 1705) предложил
классификацию животных по видам. Для определения принадлежности к виду следовало, по его мнению, руководствоваться двумя критериями: внешним сходством и способностью особей размножаться, скрещиваясь между собой и производя похожее на себя потомство.
Потребность ученого иметь предмет изучения перед глазами способствовал повышению интереса к документированию действительности в форме создания коллекций. Нели первоначально люди, обладавшие пытливым умом, считали, что хранителем знаний выступают лишь книги, то со временем они осознали роль коллекций в деле сохранения и представления объективной информации о мире.
Экспонаты ранних коллекций, среди которых особым почетом пользовались диковинки и редкости, часто имели выдуманное происхождение и ценились за фантастическую атрибуцию. Внимание к точным фактам и ' презрение к фальсификациям привело к повышению критичности коллекционеров-ио отношению к собираемым предметам. В результате в 1586 г. в Англии был учрежден Колледж антикваров. Свою задачу объединившиеся коллекционеры и исследователи видели в умении отличить подделку от оригинала и выдуманную «легенду» происхождения вещи от подлинной.
24
Изучение окружающего мира дало блестящие результаты в XVIII в. В этот период возрасла роль естественных наук в обществе. Ш. Ф. Дюфэ (1698 -1739) установил два рода электромагнитногоо взаимодействия: притяжение и отталкивание. Р.Реомюр (1683 - 1797) старался объяснить явления тепла, света, изобрел спиртовой термометр, изучал насекомых. А.Л. Лавуазье (1743 - 1794) фактически заново открыл закон сохранения материи, совершил важные открытия в области химии. Ш.О. Кулон (1736 — 1806) экспериментально вывел основной закон электростатики.
Крупнейшим ученым, внесшим огромный вклад в развитие науки, был И. Ньютон (1643 - 1727). Он сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, разработал теорию движения небесных тел, открыл дисперсию света, разработал дифференциальное и интегральное исчисления..Открытия в областич механики, оптики, геометрии, астрономии подтверждали .' для интеллектуалов того времени' способности человеческого разума проникнуть в тайны мироздания. Благодаря трудам И. Ньютона мир перестал восприниматься как статически неподвижный организм, а идея всеобщей изменчивости стала превалирующей.
Существенным стимулом для коллекционирования ботанических и зоологических экспонатов послужило развитие естествознания. Шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707 - 1778) начал собирать коллекцию в 1732 г. Он описал в своих печатных трудах около 1500 видов растений и, применив бинарную номенклатуру с наименованием по роду и виду, построил наиболее удачную в ту пору классификацию растений и животных.
Важнейшей, предпосылкой создания музейных собраний вообще и коллекций индийского искусства, в частности, явилось мощное европейское идейное движение Просвещения, развивавшееся со второй половины XVII в. Некоторые исследователи условно связывают начало эпохи Просвещения с английской «Славной революцией» 1688 г. Революция на деле была компромиссом между буржуазией и феодальными землевладельцами. Она ограничила королевскую власть и увеличила влияние буржуазии.