2
^ Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.......................................... 3
ГЛАВА 1. Общее состояние культурно-образовательной деятельности музеев Казахстана на современном этапе...................................... 31
1.1. Анализ организационного и функционального назначения музеев (время создания, название, профиль, организационная структура, кадровый состав и т.п.)
• 34
1.2. Анализ современной музейной практики в области культурно-образовательной деятельности
............................. 50
ГЛАВА 2. Динамика проектной культурнообразовательной деятельности музеев Казахстана (1990-е - 2005 гг.).................... 73
2.1. Предпосылки развития проектных форм работы в области музейной педагогики в
1990-е гг................................... 73
2.2. Специфика проектных форм работы в области музейной педагогики в 1999-й - 2005-й
гг.......................................... 80
2.3. Первый детский музей «Шанырак» как одна из новых форм культурно-образовательной деятельности музеев
Казахстан а................................ 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................ 148
ЛИТЕРАТУРА............................................ 155
ИСТОЧНИКИ............................................. 188
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................ 192
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ................................... . 195
%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
За последние 15 лет в Казахстане, как и в других странах СНГ, произошли глобальные изменения во всех сферах жизни. Проблемы формирования новых норм и шкалы ценностей, изменение мотивации деятельности человека, преодоление социальной пассивности и иждивенческих предубеждений, оказались даже более сложной задачей, чем политические и экономические преобразования. В связи с этим можно даже говорить о том, что материальный аспект реформ -повышение жизненного уровня, - оставаясь важным и необходимым, оказался в постсоветских странах, включая Казахстан, целью второго порядка. Этот процесс сопровождался пересмотром системы ценностей и переоценкой жизненных целей в сознании людей. «Ревизия ценностных установок» привела большинство людей к мнению, что существуют вещи и явления, важность которых для человека и государства не зависит от общественного строя, и к таким ценностям относится хорошее образование. При этом основополагающим признаком качества образования является его содержание, глубина постижения мирового культурного наследия, что делает образование каждого конкретного человека по-настоящему конкурентоспособным на рынке труда. В настоящее время, когда на первый план выдвигаются информационные технологии и глобализация проблем современной цивилизации, становится понятным, что «человек современной культуры - это планетарно мыслящая личность, глубоко и широко образованная, открытая к культурному плюрализму»1. Сегодня актуально образование человека культурой.
Сегодня музеи занимают одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг. В современном мире музей как социальный
1 КоссоваИ.М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. - М., 1999.-С. 1.
Интересна попытка (нетрадиционный подход) Усть-Камногорского ВКОЭМ обозначить свой статус как «комплексный музей», но, на наш взгляд, это определение всё-таки больше обозначает тип музея. Этот один из лучших на сегодняшний день музеев Казахстана сумел выйти из традиционных рамок, снять с себя «узкую одежду» музея только как этнографического. Видимо, действительно, такое привычное основание квалификации, как профиль, все меньше отвечает задаче определения места музея в культурном пространстве2. Условия относительно небольшого города выдвигают требования расширения профильного и тематического диапазона деятельности музея: это и история, и природа, и архитектура и т.п. В то же время музей стал пространством общения и современного досуга-в музее есть специальный отдел организации досуга детей дошкольного и школьного возраста, состоящий из 4 человек, созданный на базе «Детского городка» фонда «Саулетай» с
многочисленными •* игровыми площадками, горками, забавными
(
домиками-избушками, палаточным индейским (!) городком, теннисным кортом и прочими аттракционами. Привлёк внимание «индейский городок» - здесь явно не краеведение, не этнография народов этого региона. Это скорее из концепции детских музеев, которые в своих интересах не ограничиваются местным уровнем, а мыслят в планетарном масштабе3. Или, если определять точнее, это первый в Казахстане «тематический парк»4.
К сожалению, при всей симпатии к этому музею, приходиться всё-таки констатировать некоторую «разбросанность» музея в осознании, рефлексии по поводу собственного амплуа и деятельности, не четко сформулировано назначение музея на языке миссии, полномочий, целей, задач, что обычно происходит при создании полнокровной концепции развития. Но это характерно и для многих других музеев.
1 Гнедовский М.Б. Профиль музея ... - С. 36.
2 Музейное дело России ... - С. 178.
3 Детский музей Ноябрьска. Концепция ..., 1997.
4 Музейное дело России ... - С. 191.
Причина такого состояния, возможно, лежит в неправильном осознании или неправильном формулировании миссии (в терминах американского менеджмента) своего музея. «Не последнюю роль здесь играют те смысловые оттенки, которые ассоциированы у нас со словом «миссия». Это и особое предназначение, и суровый путь, и монашеская обитель, и секретная задача, и многое другое из той же таинственносвященной сферы. Однако полезно вспомнить, что слово «миссия» произошло от очень простых значений: «посылка», «поручение». И в теории организационного развития «миссия» гораздо ближе к этому пониманию: это некий посыл, сообщение во внешний мир о том, что представляет собой организация»1. Поэтому-то и в анкете вопрос был смягчен соединительным словом «или», и, таким образом, был поставлен знак равенства между «миссией» и «приоритетной задачей», что, по сути, было неправильным, но облегчало работу по заполнению анкеты.
Итак, «миссия организации - это, с одной стороны, тот самый «флаг»; который нужен для презентации фирмы внешнему миру (в первую очередь клиентам), и то «знамя», под которое собираются люди, чтобы сплоченной командой воплощать в жизнь дела, которых ждёт от организации внешний мир... Сначала нужно определить ценности своей организации, особенности своей команды, особенности своего клиента, связать все это в единый, социально привлекательный образ - и работа выполнена»2. «Миссия учреждения культуры формируется как объективное, краткое и желательно вдохновляющее высказывание о смысле его деятельности и предназначении»3.
Какова же миссия музеев вообще и каждого музея в отдельности? Ведь «музей не может быть всем и для всех: он должен сформировать
1 Школа выживания образовательных НПО: Методические материалы. - Фонд Сорос-Казахстан, МОФ СЦПОИ. - Новосибирск; Алматы, 2000.
2 Там же.
3 Барри Лорд, Гэйл Д. Лорд. Менеджмент в музейном деле/Пер. с англ. Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой / Под ред. А.Б. Голубовского.-М.: Логос, 2002.-С. 8.
- Київ+380960830922