ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................
Глава первая
A.C. Пушкин в общественном сознании России XX века.
1.1. 11уш кински й юбилей 1899 года в системе культурных связей начала XX века..................................................
1.2. A.C. Пушкин в культурной жизни СССР и русского зарубежья.......................................................
1.3. Эволюция образа A.C. Пушкина в русском общественном сознании второй половины XX века................................
Глава вторая
История создания пушкинских музеев в России.(1 879-1999).
2.1. Пушкинский музей Императорского Александровского Лицея -первый музей поэта в России.....................................
2.2. Становление системы пушкинских музеев......................
2.3. Музеи A.C. Пушкина в эпоху «музейного бума»................
2.4. Основные направления деятельности пушкинских музеев в канун 200-летия A.C. Пушкина..........................................
Глава третья
Пушкинские музеи России в контексте современной культуры.
3.1. Расширение сферы влияния пушкинских музеев
в культуре 2-ой половины XX века............................
3.2. Музеи A.C. Пушкина в системе культурной коммуникации.......
3.3. Особенности функционирования пушкинских музеев России в системе современной культуры....................................
Заключение......................................................
Библиография....................................................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина уже более полутора столетий являются предметом пристального изучения многочисленных отечественных и зарубежных исследователей. В силу традиций отечественной культуры, персонифицирующей этапы духовного развития, облик поэта и мыслителя давно перерос обычные био-библиографическис рамки и требует изучения как масштабное социальное явление. Как личность А. С. Пушкина, так и его творчество стали объектом сложной интерпретационно-мифологической деятельности и даже идеологической активности. При этом, несмотря на смену идеолог ических установок, осмысление наследия А. С. Пушкина сохраняло свои позитивные коннотации. Роль и значение А. С. Пушкина в российском общественном сознании находятся за пределами обычных мерок, применяемых к историческому персонажу, национальному герою, выдающемуся писателю и т.п., поэтому важно зафиксировать и проанализировать механизмы, формирующие такое отношение.
Важную роль в осмыслении феномена A.C. Пушкина и пропаганде его творческого наследия играют пушкинские музеи, функционирующие в России с 1879 года. Ехли жизнь и творчест во поэта исследованы весьма основательно (достаточно сказать, что за последнее столетие сложилась особая озрасль филологической науки пушкиноведение), то изучение деятельности пушкинских музеев и их роли в отечественной куль туре только начинается.
Следует отметить особую социальную роль литературных музеев в системе музеев России. Исключительное место художественной литературы и ее творца («поэт в России больше, чем поэт») в российском самосознании, создали уникальную ситуацию повышенной значимости литературною текста, примера героя литературного произведения и его автора в формировании системы этико-социальных ценностей. В этом смысле литературный музей сам представляет собой
24
развился настоящий кульг Пушкина... В эмиграции образованные русские заново открыли для себя Пушкина как действительно своего поэта, самого близкого к ним не только с точки зрения языка и формы, но и из-за его приверженности творческой свободе, свободе, безжалостно растоптанной в большевистской России» [245, 125].
Выступая в Сорбонне на открытии первого праздника «День русской культуры», В. Маклаков заявил: «Русская культура оказалась более могучей и живучей, чем наша русская государственность. Мы отдаем ей только заслуженную дань, когда выбираем ее для национального праздника. А для этой культуры есть ли более радостный, содержательный, показательный день, чем день Пушкина?.. Сможем ли мы для русскою национального праздника придумать лучшее, более бесспорное знамя? И днем, который ни в ком не может вызвать ни сомнения, ни разногласия, днем радостным, торжественным, полным риторического смысла для нас, она выбрала день рождения того мирового гиганта, которого мы счастливы иметь право называть своим национальным поэтом, день рождения Пушкина» [47].
Во время проведения первого празднования «Дня русской культуры» в самом большом в то время зале Парижа во дворце Трокадеро, вмещавшем более пяти тысяч человек состоялся концерт, в котором приняли участие хор русской консерватории и квартет
II.П.Кедрова. В концерте прозвучали фортепианные произведения
С.С.Прокофьева в исполнении автора; стихи A.C. Пушкина читали князь
С.Волконский и актриса Е.Рощина-Инсарова.
Начиная с 1926 года празднование «Дня русской культуры» стало ежегодным и навсегда соединилось с именем A.C. Пушкина. Как заметил И.В. Г ессен, «имя Пушкина приобрело дія эмиграции значение совершенно исключительное. Эмиграция не ждала юбилейных дат, чтобы прославить великого поэта. Она учредила праздник русской культуры и символом его избрала день рождения Пушкина» [227]. В том же 1926 году в парижском журнале «Благонамеренный» внук великого поэта H.A. Пушкин писал: «Русский бунт бессмысленный и
25
беспощадный», тот бунт, которого в пророческом предвидении так опасался мой дед, произошел на наших глазах, сметая в своей дикой и слепой ярости вековую культуру, науку и искусство, и разоряя наши дворянские усадьбы, где хранилось столько памятников минувших дней» [235, 141]. Такой представлялась ему теперь родина его деда.
Внук поэта был одним из самых активных участников проведения многих культурных акций русского зарубежья, особенно тех, что были связаны с памятью A.C. Пушкина. Одним из первых в их ряду стало памятное собрание, проходившее в Брюсселе и в Париже в связи со 125-летием со дня рождения A.C.Пушкина. В Бельгии, где проживал НА.Пушкин, эго собрание было организовано в клубе русских писателей «Единорог». Его инициаторами выступили выпускники Императорского
Александровского Лицея - Д. А. Шаховской, Л. И.Страховский, А.С.Ильяшенко и другие. В качестве гостя на собрании присутствовал академик Анри Грегуар, который спустя тринадцать лет возглавит Бельгийский Пушкинский комитет по проведению столетнего юбилея гибели A.C. Пушкина.
Аналогичное собрание состоялось и в Париже, однако, как писал князь Д.А. Шаховской, то обстоятельство, что в Бельгии обосновался и активно участвует в Пушкинских акциях «настоящий, нисколько не мертвый внук Пушкина дает Брюсселю нсоспоримсйшес преимущество перед Парижем в Пушкинских торжествах» [307, 238].
Впрочем, 125-летие поэта и в Советской России, и в эмиграции было отмечено достаточно скромно. Однако уже в эти дни намечаются контуры будущих маешгабных культурных пушкинских акций 1937 года, проводимых как в СССР, гак и в русском зарубежье.
- Київ+380960830922