СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................4
ГЛАВА 1 Методология отечественной реставрации станковой живописи: история становления и развития
1.1. Истоки отечественной научной реставрации.........................16
1.2. Всероссийский съезд художников в Петербурге в 1911-1912 годах. Зарождение научной методологии реставрации............................24
1.3. Эмпирический период в реставрационной практике второй половины 40-х -начала 60-х годов XX века.............................................44
1.4. Венецианская Хартия 1964 года как основа реставрационной практики второй полов 11ны XX во ка............................................51
ГЛАВА 2 Реставрация станковой масляной живописи в России. XVIII -первой половины XX вв.
2.1. Начальный опыт реставрации (XVIII -XIX вв.)......................65
2.2. Возникновение и развитие отечественной реставрационной школы в XIX
веке..................................................................72
2.3 Теория и практика реставрации станковой масляной живописи в первой половине XX века......................................................81
ГЛАВА 3 Деятельность Отдела методики реставрации станковой масляной живописи ВЦНИЛКР - новый этап в развитии научной реставрации.
3.1. Открытие ВЦНИЛКР (1959 г.)..........................................101
3.2. Становление «Отдела методики реставрации станковой масляной живописи» (1960-1965 гг.)................................................107
3.3. Научная работа по изучению причин разрушения произведений станковой масляной живописи и разработка методов борьбы с ними.....................115
2
ГЛАВА 4. Научно-технологическая работа Отдела методики реставрации станковой масляной живописи ВЦНИЛКР.
4.1. Изучение, обобщение, критическое осмысление и развитие зарубежного и
отечественного опыта по применению новых
материалов....................................................138
4.2. Развитие методов реставрации тканевой основы..............161
4.3. Работа с защитными лаковыми покрытиями станковой масляной
живописи..................................................... 167
4.4. Технико-технологические особенности живописи как новый определяющий фактор в выборе методов реставрации............................174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................178
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.........................................183
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ..............................................219
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................221
3
собой строго научную и систематическую дисциплину. На' основании высказанных, положений Боравский сделал вывод о необходимости минимизации реставрационных вмешательств. Этот вывод продолжает оставаться актуальным и для современной реставрации: «Область применения реставрационных приемов должна быть сужена, а некоторые из них совсем заброшены».52 Но даже избранные, проверенные и наиболее щадящие методы и способы реставрации требуют, согласно взглядам Боравского, гласности и неусыпного контроля. Для наилучшего проведения в жизнь озвученных методологических требований Боравский предложил, чтобы каждый реставрационный процесс документировался от начала до конца, не только в виде отрывочных и поверхностных записей в регистрационных журналах, но в виде подробного и поэтапно иллюстрированного описания всего того, что было сделано в процессе реставрации: «Каждое произведение искусств в музеях, дворцах и храмах должно быть рассмотрено до реставрации и должна быть снята фотография, 2-ой фотографический снимок должен быть сделан во время реставрации и третий - после окончании ея..Результаты этих осмотров должны быть внесены в. специальную клипу реставрации (курсив мой - А.Н.) вместе с тремя указанными фотографиями, с описанием всего процесса исполненной работы, свойств материала данного произведения и указаниями для будущих реставраторов».53 Совершенно очевидно, что в предложении Боравского прослеживается исток одной из непреложных истин современной реставрационной методологии - научное документирование, которое прочно вошло в практику современной реставрации. Предлагаемый документ является прообразом современного паспорта реставрационных работ, без которого уже немыслима сегодняшняя реставрация. Кроме технических сведений по реставрации, Боравский предложил отражать в реставрационной документации историко-художественные сведения о памятнике, что также находит практическое применение в современной практике.
52 Там же. С. 175.
“Там же. С. 175.
29
Такая постановка реставрационного дела, по мнению Боравского, позволит избежать в будущем тех фатальных реставрационных ошибок, которыми была так богата реставрационная практика конца XIX - начала XX века. Боравский отмечал, чго в результате его личных наблюдений за 208 картинами из собрания Эрмитажа, 39 процентов из этого числа «варварски переписаны», остальные же находятся в плачевном состоянии в результате не продуманной хранительской политики, или, как ее называет Боравский, консервационной деятельности. Среди этих картин полотна Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Кранаха, Риберы, Леонардо да Винчи, Мурильо, Караччи, Корреджо, Рейсдаля, Хальса и других великих живописцев. По словам Боравского в результате непродуманных и не контролируем ых консервационных и- реставрационных действий: «Гибнут музейные
произведения, гибнет чудная живопись храмов, переполнены частные собрания обезображенными произведениями».54
Подводя итоги по выступлению А .Я. Боравского, можно утверждать, что он предложил передовую для того времени концептуальную позицию минимизации реставрационного вмешательства, развив и расширив контртезисы Г.А. Магула и А.Ф. Афанасьева на доклад Богословского. Более того, Боравский настаивал на превалировании консервационных мероприятий, которые в настоящее время определяются как комплекс хранительских функций, над реставрационными. Боравский активно проводил тезис о необходимости публичного контроля над работой, как реставраторов, так и консерваторов. Это был, несомненно, новый и прогрессивный взгляд на практику реставрации станковой масляной живописи. Особенно интересно то, что предлагался он в результате ознакомления, критического осмысления и одобрения Боравским, утвердившейся на то время плодотворной практики архитектурной реставрации, которая к тому моменту уже находилась под контролем художественной общественности. А .Я. Боравский считал, что современная реставрационная практика не должна замыкаться в рамках
54 Там же. С. 176.
30
- Київ+380960830922