ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА I. ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 17
1.1. Понятийно-терминологический аппарат исследования.......17
1.2. Теоретико-методологические подходы к изучению православных
монастырей как памятников историко-культурного наследия.....46
ГЛАВА II. МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАК ФОРМА СОХРАНЕНИЯ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ.......................78
2.1. Место и роль православных монастырей в сохранении и развитии культуры Бурятии............................................78
2.2. Отечественный опыт музеефикации православного культурного наследия...................................................107
2.3. Проект музейной экспозиции «Троицко-Селенгинский мужской
монастырь - миссионерский центр Бурятии»...................133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................166
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ... 169 ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................193
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сохранение и использование культурного наследия является одной из активно обсуждаемых проблем современного российского общества. Особую остроту вызывают вопросы, связанные с реализацией Федерального Закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Данный законодательный акт является объектом полемики ученых, представителей религиозных конфессий, общественных организаций и др. в вопросах сохранения и использования религиозного наследия1. Это обуславливает несомненную социокультурную значимость предпринятого
диссертационного исследования.
В современном российском обществе сохранение культурного наследия рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики. Его изучение и использование позволяют реализовать культурно-национальную самобытность народов, обеспечить стабильное развитие общества в условиях современной интеграции культур. Это особенно важно для такого государства, как Российская Федерация, народы которого исповедуют православие, буддизм, ислам и др.
В эпоху глобальных культурных изменений возникает потребность обратить внимание на региональные культуры, которые в течение столетий аккумулировали в себе религиозные и национальные традиции.
1 О передаче религиозным организациям имущества религиозною назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ - Режим доступа :
http://wwvv.rg.ru/2010/12/03■|'1$сгкоупосбоЬго-(1ок1ип11 (лата обращения: 25.10.2011 г.).
3
Д. Н. Ушаков в «Большом толковом словаре» «наследие» определял как «наследство», что представляло собой имущество, остающееся после смерти владельца и переходящее в законном порядке к новому лицу [193, с. 543]. В Большом толковом словаре русского языка под «наследием» понимается «явление культуры, быта и т. п., унаследованное от прежних поколений, от предшественников» [16, с. 455].
Изучение культурного наследия имеет глубокие философские традиции. Логика современного понимания культурного наследия формировалась постепенно, сначала в форме размышлений о культуре вообще, и только затем культурное наследие было выделено в качестве самостоятельного объекта исследования. Понятие «наследие» вошло в употребление еще в средние века и нашло отражение в работах зарубежных и отечественных мыслителей. В XIX в. в своих трудах Ф. Ницше понимал под «наследием» христианскую религию, «сохранившуюся с отдаленных времен», в утверждение которой люди верят без каких-либо доказательств. При этом автор акцентировал внимание на том, что человеческое общество при других сложившихся жизненных ситуациях достаточно критично относится к каким-либо событиям [140, с. 306].
В отличие от Ф. Ницше А. И. Герцен понятие «наследие» воспринимал! как некий жизненный опыт, который передается от отца к сыну. Опыт, приобретенный «дорогими» трудами как дар, чтобы избавить его от труда, уже совершенною. В качестве примера автор приводил законы Востока, когда одно поколение передавало свой опыт другому; это другое, уходя, прибавляло к нему результат своей жизни. В результате чего составилась определенная система правил, истин, замечаний, на которую новое поколение опирается как на предыдущий факт, и который хранит твердо в душе как наследие [40, с. 87].
Наследие как понятие в ходе исторического развития претерпевает определенные трансформации. За три столетия с момента возникновения и существования наследия как определенного источника информации о
прошлом существенно изменилось его понимание и использование. Однако фундаментальное общественное значение наследия - сохранение и трансляция исторического прошлого через исторические объекты,
памятники, соответствующие аксиологическим представлением своего времени не изменилось.
Во второй половине XX в. в мировой практике под влиянием интеграционных процессов в культуре изменилось отношение к культурному и природному наследию. Так, на понятие «наследие» стали смотреть с позиций:
- этнографии, что нашло отражение в работах В. А. Тишкова, который определял культурную самобытность, включая сферы языка и образования, народные традиции как культурное наследие определенной этнической группы [191, с. 18]; A.B. Смеляковой, по мнению которой наследие есть инструмент, способствующий достижению цели, связующий прошлое, настоящее и будущее. В работе «Этнографические коллекции музеев в сохранении культурного наследия» автор разделяет понятия «наследие» и «культурное наследие», интерпретируя второе как «довольно сложную
ценностную социокультурную систему, несущую определенную, меняющуюся во времени и пространстве информацию» [182, с. 74-78];
- культурологии, что можно наблюдать в трудах Д. С. Лихачева, по мнению которого наследие есть форма закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. При этом он четко выделяет две его составляющие: духовные (язык, идеалы, традиции) и материальные
(музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии^
архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого, уникальные ландшафты, совместные творения человека и
природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки) [104, с. 11].; Д. Н. Замятина, считавшего, что образ наследия формируется в культуре. Наследие, по
19
- Київ+380960830922