ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................................3
Глава I. Зарождение морских коллекций и
появление первых морских музеев.......................................15
§ 1. Создание историко-технических морских коллекций...........................15
§ 2. Первые мемориальные суда..................................................30
§ 3. Создание естественнонаучных морских коллекций.............................44
§ 4. Появление первых морских музеев в I половине XIX века.....................51
Глава 2. Развитие морских музеев во второй половине XIX —
первой половине XX века...............................................61
§ 1. Технические и исторические морские музеи..................................61
§ 2. Мемориальные суда.........................................................85
§ 3. Естественнонаучные морские коллекции:
появление музеев-аквариумов...............................................93
Глава 3. Развитие морских музеев
на современном этапе..................................................98
§ 1. Развитие отечественной сети морских музеев
во второй половине XX - начале XXI века...................................98
§ 2. От судов-музеев к «гаваням исторических судов»...........................128
§ 3. От музеев-аквариумов к подводным паркам..................................159
Заключение....................................................................173
Примечания....................................................................180
Библиография..................................................................216
Приложения....................................................................245
Приложение 1. Словарь основных терминов, относящихся к морским музеям
и морскому наследию.............................................245
Приложение 2. Мемориальные суда России XVIII - первой половины XIX века........247
Приложение 3. Перечень судов, музеефицированных в мире к концу 1960-х гг.......256
Приложение 4. Морские музеи России и ближнего зарубежья: Краткий перечень 266
Приложение 5. Мемориальные суда России конца XX - начала XXI века:
Краткий справочник..............................................303
Приложение 6. Документы, оказавшие влияние на развитие морских музеев России 423
Приложение 7. Музеи и комнаты боевой славы Военно-Морского Флота
(по состоянию на 1986 г.).......................................479
Приложение 8. Школьные музеи (историческая справка)...........................480
Приложение 9. Школьные музеи Санкт-Петербурга, посвященные морской тематике .... 488
Приложение 10. Условия, необходимые для создания крупного морского
музея (На примере «Музея “Васа”»)...............................497
3
ВВЕДЕНИЕ
Музей как социальный институт существует уже несколько веков и то, что музейное дело в дальнейшем будет активно развиваться, не вызывает сомнений, так как это продиктовано потребностями общества. Ускорение развития цивилизации вызывает постоянный рост «реликтов», как технических, так и социальных. Устаревают, уходят в прошлое не только машины, но и события, идеи, формы опыта, нормы и стереотипы поведения. Совсем недавнее прошлое перестает казаться привычным и знакомым. На ускорение прогресса общество реагирует консервативно: появляется тяга к прошлому, интерес к истории, к памятникам старины. Поиски компенсации цивилизационной динамики привели к расцвету музейной культуры, охране памятников истории. «С помощью культивирования музейных ценностей люди стремятся сохранить свою идентичность, генетически прослеживая связь истока с современностью» [1]. Историческое сознание компенсирует издержки и нагрузки прогресса, который остановить невозможно. Таким образом, «цивилизационная динамика сопровождается прогрессирующей музеефикацисй нашей цивилизации» [2].
Нынешняя эпоха характеризуется чрезвычайно возросшей скоростью накопления знаний. Информационная перенасыщенность современной культуры требует жесткого и целенаправленного отбора того, что будет передано будущему в качестве исторического источника. Невозможно сохранять всю информацию — человечество задохнется под грузом собственного прошлого. Поэтому постоянно необходимо решать, что и как следует сохранить для будущих поколений. Хранилищами наиболее ценной информации являются музеи, сберегающие «вещественные» памятники истории и часто выполняющие функции библиотеки и архива. Поэтому с развитием цивилизации значение музея будет неуклонно возрастать, а музейное дело — активно развиваться.
Чтобы понять современные проблемы и точнее предвидеть пути развития науки и техники в будущем, необходимо изучить уже пройденный путь. Изучение истории судостроения и мореходства особенно поучительно: корабль всегда был средоточием достижений науки и техники своей эпохи, прогресс в судостроении и мореходстве во все времена шел в ногу с развитием науки, торговли и промышленности.
Мировой океан занимает 70,8% поверхности нашей планеты. Океаны занимают площадь, вдвое большую, чем поверхность Марса. Одно только дно Тихого океана превышает по площади поверхность Луны. Первые живые существа возникли в океане. Трудно переоценить значение морей для прошлого и будущего человечества. История мореплавания тесно связана с историей самой цивилизации. «Человек поднял парус раньше, чем оседлал коня. Он
49
очень редкие экземпляры, например, привезенные из Бразилии. Чучела рыб, не поместившиеся в шкафах, демонстрировали традиционным для того времени способом: подвешивали к потолку или укрепляли на стенах.
К 1740-м гг. Академический музей (Императорская Кунсткамера) включал в
себя:
— Физический кабинет (помимо прочего, в нем хранились инструменты, имевшие отношение к морскому делу),
— Императорский кабинет (он носил мемориальный характер и был посвящен личности скончавшегося Петра I; именно в нем до 1840-х гг. хранились корабельные модели из петровской коллекции),
— Натуркамеру (здесь хранились «всякия анатомическия препорации, и всяких родов рыбы и гады», «кита рыбы кости» и пр. [146]),
— Анатомический театр,
— Минеральный кабинет,
— Мюнцкамсру («Минц Кабинет»).
Таким образом, Кунсткамера была огромным по тому времени музеем энциклопедического типа.
В пожаре Кунсткамеры 1747 года пострадало множество экспонатов музея, в том числе большинство препаратов из коллекции Себы и зоологическая часть собрания Рюйша. Тем самым собранию морской фауны был нанесен непоправимый урон. Возможно, эта трагедия сделала невозможным создание в России самостоятельного морского естественнонаучного музея.
Музеи энциклопедического типа, «музеи-микрокосмы», «модели мира» постепенно уходили в прошлое. Например, Екатерина II, будучи страстной собирательницей, не сочувствовала универсальному типу музеев, который казался ей анахронизмом. Она отзывалась о приверженности Г. Г. Орлова к такого рода коллекциям следующим образом: «Я часто с ним воевала за то, что он думает заключить Природу в кабинет, тогда как и дворец не мог бы вместить ее!» [147]. К началу XIX в. в связи с непрерывным поступлением новых коллекций Кунсткамера оказалась перенасыщенной предметами, относящимися к естественной истории, искусству, этнографии. Огромный коллекционный материал требовал дифференциации и для хранения, и для научной работы. Поэтому внутри Кунсткамеры создаются новые отделы, или кабинеты. В 1818 г. из Кунсткамеры выделилось собрание восточных рукописей, книг и медалей («Восточный кабинет»), в 1824 г. образуется Ботанический отдел, в 1825 г. — «Египетский кабинет» и т.д. Это привело к тому, что в 1836 г. Кунсткамера фактически разделилась на семь самостоятельных академических музеев [148]. Сохранившиеся образцы морской фауны вместе с прочими зоологическими коллекциями попали в «отпочковавшийся» от Кунсткамеры в 1832 г. Зоологический музей Академии наук, где мы можем видеть их и сейчас [149]. Зоологический музей, выделившийся из собрания Кунсткамеры, стал главным российским центром изучения морской фауны. Во многом благодаря обширным морским коллекциям Зоологического музея в XIX в. появились фундаментальные работы Ф. Ф. Брандта — по систематике, фаунистике и морфологии рыб, морских птиц и млекопитающих, С. М. Герценштейна — по рыбам и морским беспозвоночным, Л. Ф. Миддендорфа и Д. И. Шренка — по моллюскам [150].
50
Такова судьба основной, государственной коллекции предметов морской фауны. Существовали и частные естественнонаучные коллекции, но их число было очень невелико. Вслед за Петром I своими «кабинетами редкостей», куда входили «морские» предметы, обзавелись некоторые его приближенные. Например, друг и лейб-медик Петра I, доктор Роберт Арескин, в 1714 г. назначенный заведующим Кунсткамерой, сам был владельцем «кабинета редкостей», включавшим в себя коллекцию раковин [151]. Раковины входили в состав «кунсткамеры» сподвижника Петра 1 генерал-фельдмаршала 1рафа Бориса Петровича Шереметева [152]. Редким по красоте собранием раковин обладал Павел Григорьевич Демидов [153]. Вместе со всем его «кабинетом натуральной истории» эта коллекция была подарена в начале XIX в. Московскому университету и, уцелев в пожаре 1812 г., сохранилась до наших дней.
Однако другие российские богачи и собиратели предпочитали коллекционировать произведения искусства, морская же тематика привлекала немногих. Поэтому собранных в стране морских естественнонаучных коллекций оказалось недостаточно и интерес к ним был не так велик, чтобы в XVIII - первой половине XIX в. создать в России самостоятельный естественнонаучный морской музей. Постепенно немногие оставшиеся неразрозненными коллекции морской фауны оказались в зоологических музеях С.-Петербурга и Москвы. Время же создания океанологических музеев в России еще не пришло. Впрочем, несмотря на обилие естественнонаучных морских коллекций в Западной Европе, подобные музеи в данный период там тоже не появились. Причина этого в том, что морская биология еще не выделилась в самостоятельную научную дисциплину. С точки зрения преемственности традиций, в XVI - первой половине XIX в. зародились не морские естественнонаучные музеи, а сама традиция создания морских естественнонаучных коллекций, положившая впоследствии начало современным океанологическим музеям.
Таким образом, поездка Петра I в Западную Европу в составе Великого посольства стала важным моментом в истории отечественного коллекционирования. Увидев богатые европейские государственные и частные собрания, Петр оценил их значение для развития науки и культуры, сам почувствовал вкус к коллекционированию и начал активно приобретать предметы для личного собрания — «Государева кабинета», ставшего основой Кунсткамеры. Для Кунсткамеры были приобретены коллекции А. Себы, Ф. Рейса, С. Схейнфута,
Н. Шевалье, в которых заметное место занимали предметы морского происхождения: раковины, заспиртованные морские животные, чучела рыб. Также в Кунсткамере была собрана и обширная коллекция географических карт (в том числе и морских). В первой половине XIX в., благодаря специализации науки, энциклопедически универсальные музеи уже казались анахронизмом. Поэтому в 1830-х гг. собрание Кунсткамеры разделилось на несколько музеев, причем большая часть образцов морской фауны оказалась в петербургском Зоологическом музее, а коллекция карт — в Библиотеке Академии наук.
Вслед за Петром I своими «кабинетами редкостей», куда входили предметы морского происхождения, обзавелись некоторые его приближенные и русские богачи. Однако собранных в стране морских коллекций оказалось недостаточно, чтобы впоследствии создать самостоятельный естественнонаучный морской
- Київ+380960830922