Ви є тут

История формирования тибето-буддийских коллекций в музеях Санкт-Петербурга

Автор: 
Гурин Всеволод Евгеньевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304408
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
Глава I. Культурно-исторические условия и предпосылки формирования собраний тибетского культового искусства в музеях Санкт-Петербурга
1.1. Восток в культуре Санкт-Петербурга и России в XVIII - XIX вв.;
1.2. Некоторые исследовательские подходы к изучению культур народов Центральной Азии;
1.3. Начало XX века как период формирования основных музейных собраний тибето-буддийского культового искусства в Санкт-ІІетербурге;
1.4. Некоторые тенденции в изучении художественного наследия тибетского буддизма в музеях Санкт-Петербурга во второй половине XX в.
Глава И. История формирования тибето-буддийских коллекций Музея Антропологии и Этнографии РАН им. Петра Великого (Кунсткамера)
2.1. Общая характеристика состава коллекций;
2.2. Становление Кунсткамеры и первый этап формирования музейного фонда;
2.3. Собрание предметов буддийского культа Г. Ф. Миллера;
2.4. Тибето-буддийские коллекции МАЭ второй половины XVIII века и условия их формирования;
2.5. Структурные преобразования Кунсткамеры в первой половине XIX века;
С. 1
С. 13
С. 13 С. 24
С. 32
С. 38
С. 42 С. 42
С. 44
С. 48
С. 52
С. 59
2.6. Пополнение тибетского собрания МАЭ во второй половине ХЇХ века;
2.7. Формирование основной части тибето-буддийского
собрания МАЭ в начале XX века;
*
2.8. Пополнение тибетского собрания МАЭ в советский период;
Глава III. Истории формировании тибето-буддийских коллекций Российского Этнографического Музея
3.1. Общая характеристика исследованного материала;
3.2. Первый этап формирования тибето-буддийских собраний ЭОРМ в начале XX века;
3.3. Тибего-буддийскис коллекции музея в советский период;
Глава IV. История формировании тибето-буддинеких собраний Государственного Эрмитажа
4.1. Общая характеристика состава коллекций и особенностей учетной документации;
4.2. Коллекция № У-1968;
4.3. Коллекция № У-1969;
4.4. Коллекция № У-1970;
4.5. Коллекция № У-1971;
4.6. Коллекция № У-2553
Заключение
Библиография
С. 62 С. 65 С. 80
С. 96 С. 96
С. 98
С. 113
С. 123
С. 123 С. 127 С. 135 С. 136 С. 141 С. 143
С. 151
С. 161
30
Альтернативный, скорее наукообразный, чем научный подход, отличавшийся тем, что в нем по-прежнему не были изжиты предрассудки и идеологические установки вековой давности, как в отношении собственно буддизма, так и народов, его исповедующих, можно проиллюстрировать работами таких авторов как А. Бобровников 120] и И. А. Подгорбунский [170; 171].
Сочинение последнего автора, к примеру, имело чисто утилитарное назначение. Оно предназначалось для православных священнослужителей, которые будут осуществлять миссионерскую деятельность в буддийских регионах России и сопредельных стран - своего рода «путеводитель» но буддизму. В целом же, работы этих двух ученых были направлены на критику буддизма. Подобная критика в последствии с новой спецификой и с новой силой обрушится при советской власти на все без исключения религии.
Безусловно, критика буддизма в дореволюционной российской науке и в науке советского периода имела радикальные отличия. Несмотря на то, что и до 1917 года Россия была светским государством (церковь подчинялась Священному Синоду), русская православная церковь была доминирующей конфессией, пользовалась широким влиянием и располагала огромными ресурсами. Россию, условно, можно было рассматривать как православную страну18. При этом, как было отмечено ранее, верховная власть декларировала свободу отправления культа для иностранцев и малых пародов и не вела политику притеснения в отношении других религий19, хотя элемент дискриминации по конфессиональному признаку присутствовал. Он выражался в том, что, например, после Петра I иноверцы практически не могли занимать высокие государственные посты. Обязательным условием для получения
11 Первые лица государства, включая монарха и его семью, были православными.
19 Хотя многие публикации XIX века свидетельствуют о наличии у российской империи немалых колониальных амбиций и о том, что христианизация центральноазиатских народов должна была стать одним из основных инструментов колонизации, мы не наблюдаем в дореволюционной истории страны
31
высокого статуса на государственной, военной службе, и даже в науке, являлось принятие православия.
Критика буддизма в империалистической России была связана с позицией русской православной церкви и с широко распространенными в обществе европоцентристскими взглядами [1, с. 24], укреплению которых способствовали новейшие естественнонаучные теории о развитии разных народов и человеческих рас. То есть, такая критика не могла быть направлена против всякой религии как идеологически опасной формы заблуждения (в соответствии с большевистской идеологией), но имела целыо показать неоспоримое превосходство христианской веры, связанное, в том числе и с тем, что буддизм возник и развивался в культуре народов, которые обладают заведомо меньшим духовным, нравственным и интеллектуальным потенциалом в сравнении с европейцами20. Здесь имела место активная идеологическая пропаганда одной конфессии, направленная против другой, и мотивированная стремлением православной церкви расширить зону своего влияния, что должно было способствовать решению ряда внешнеполитических задач государства.
После октябрьской революции и падения царского дома Романовых большевики стали использовать критику религии для искоренения религиозного мировоззрения в целом, пытаясь заместить его материалистическим. Религии, такие как православное христианство, ислам и буддизм, являлись стержнем традиционной культуры народов России, а их религиозные институты служили в прошлом опорой российской монархии. Именно это, по нашему мнению, послужило одной из основных причин репрессивной политики советской власти по отношению к ним.
сколь-нибудь заметного перехода от намерения в названном отношении к действию (и то же время, продвижение России п Среднюю Азию и на Кавказ было активным и упорным).
:о По второй половине XIX столетия перечисленные свойства личности связывали с физическим строением человека, точнее, с его антропометрическими параметрами, среди которых важнейшее значение имели форма черепа, его объем и масса мозга Большая часть научных трудов в данной области подтверждала более совершенное развитие европейских народов в сравнении с остальными