Ви є тут

Фондово-исследовательская деятельность музеев истории высших учебных заведений юга Западной Сибири

Автор: 
Боголепова Людмила Захаровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304915
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА 1. МУЗЕИ ИСТОРИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА..................................18
1.1. Концептуальные основания и культурно-исторические предпосылки создания музеев истории вузов.............................18
1.2. Социокультурные функции музеев истории вузов юга Западной Сибири ...................................................33
ГЛАВА 2: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В МУЗЕЯХ ИСТОРИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ......................................96
2.1. Музейно-фондовые собрания как источник изучения культуры научнопедагогической интеллигенции..............................96
2.2. Значение музейных коллекций для изучения истории научно-педагогической интеллигенции.............................122
ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ ИСТОРИИ ВУЗОВ ЮГА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ..............................................133
3.1. Научные основы фондово-исследовательской деятельности музеев в современной социокультурной ситуации.....................133
3.2. Инновационные подходы к трансляции историко-культурного наследия в вузовских музеях истории......................147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................153
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ............................................160
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................165
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ............................................189
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Таблицы. Сведения о музеях истории вузов.......191
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Дополнительные характеристики вузовских музеев
истории........'.............................................206
ПРИЛОЖЕ1ГИЕ 3. Фотоматериалы.................................212
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Документация музеев истории вузов юга Западной Сибири и материалы их анкетирования..........................225
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с тем, что высшие учебные заведения на протяжении всего периода своего существования оказывали существенное влияние на формирование культуры общества и передачи его культурных и научных достижений. Основным хранилищем и транслятором культурных традиций вузов являются музеи истории высшей школы, активно создаваемые в последние десятилетия. На современном этапе развития общества музеи истории вузов юга Западной Сибири испытывают потребность в совершенствовании фондовой деятельности, разработке методики научной систематизации, атрибуции музейных коллекций по истории высших учебных заведений и введения этих памятников в современное информационно-коммуникативное пространство. Культурологическое осмысление данной проблематики и новая интерпретация музейных коллекций, сосредоточенных в собраниях музеев истории вузов, позволит определить приоритетные направления в сохранении историко-культурного наследия, в использовании коллекционных материалов в различных видах музейной и научно-исследовательской деятельности.
Степень научной разработанности темы. Междисциплинарность темы диссертационной работы отражена в многоаспектных исследованиях музееведов, культурологов, философов, историков, которые с некоторой долей условности можно подразделить на несколько тематических групп.
Первая группа исследований - это работы, посвященные созданию и различным аспектам деятельности музеев страны. Проблемы музеев регулярно освещались на страницах журнала «Музей» под ред. академиков С. Ф. Ольденбурга, А. В. Ферсмана и др., выходящего с 1923 г. С 1931 по 1991 гг. журнал выходил под названиями «Советский музей», с 1992 по настоящее время - «Мир музея».
I
24
вещественные памятники: приборы. Приказы, фотодокументы, ордена, знамена и т.д. Основные направления деятельности: воспитательное, учебное, научно-экспозиционное, хранительское.
Институт был основан в 1899 г. (Санкт-Петербургский политехнический институт)1. После реорганизации института в 1930 г. экспонаты были переданы во вновь созданные отраслевые институты. Б родных стенах остались только Электротехнический музей и Музей минералогии. Экспонаты, оставшиеся от Электротехнического института послужили основой для Музея истории института, который с 1985 г. носит название Историко-технического музея и представляет собой музейный комплекс, в который входит галерея ученых СПбГТУ, два памятника, 23 мемориальные доски, а также ряд экспозиций. Разнообразные коллекции музея составляются из предметов, имеющих непосредственное отношение к вузу: материалы по истории университета, 97 персональных фондов, богатейший аппаратный фонд2.
Разработка концептуальных положений старейшего музея истории Санкт-Петербургского университета представляет важную стадию развития музейной- культуры. На примере истории создания- этого музея истории рассмотрим, какие задачи перед ним ставились, какие проблемы актуальны и на сегодняшний день. Не все оптимистические проекты были воплощены в жизнь.
Первые экспозиции Музея истории Санкт-Петербургского университета, юбилейные выставки, организованы еще в. 1939 и в 1944 гг., посвященные 120-летию основания.университета и повествующие о научной деятельности университета в составе Академии наук. Интерес к собственной истории, поиск своего места в национальной истории и духовной культуре побудил группу ученых университета начать сбор материала для создания музея: История Санкт-Петербургского университета начинается с 1725 г.,
1 Сайт Санкт-Петербургского политехнического института. 1ЖЬ: http://www.spb 5 tu.ru.
2 Музеи России. 1ЖЬ:: http://www.museum.ru.
25
когда образовался первый Академический университет в Петербурге (при Академии наук), в 1766 г. он фактически закрылся за отсутствием слушателей.
13 января 1945 г. на совещании деканов всех факультетов и директоров научно-исследовательских институтов было принято следующее постановление: «Считать необходимым в дальнейшем реорганизовать выставку в постоянный музей. Поручить комиссии представить не позднее 15 февраля проект создания Общеуниверситетского музея на базе материалов выставки. Для развертывания музея подыскать необходимое помещение» 1.
Задачи, поставленные руководством, университета, перед музеем истории актуальны и сегодня. Прежде всего, отмечалось, что вузовский исторический музей должен отражать все стороны жизни и деятельности университета, его основной задачей должно являться, собирательство и создание экспозиции, музейные помещения не могут находиться вне главного здания университета, так как иначе понизится его воспитательное значение. Изначально предусматривалось 6 ставок: директор и его помощник, экскурсовод, два служителя, уборщица и-швейцар.
В плане работы музея особо подчеркивалось, что музей должен являться учреждением научно-исследовательского типа и для развертывания своей' деятельности должен быть обеспечен помещениями, минимальным оборудованием, денежными ассигнованиями и соответственными штатами, в которых необходимо иметь научных сотрудников. Проект сметы на 1946 г. составил внушительную сумму в 795 тысяч рублей, а на пятилетие до 1950 г. - 3075 тысяч рублей. «Штатное расписание, намеченное на 1946 г. в количестве 7 единиц должно к концу пятилетки дойти до 14 единиц, увеличиваясь за счет научных сотрудников»2.
1 Музеи России, и ЛЬ: http://museum.spbu.ru.
2 Музеи России. иЛЬ: http://museum.spbu.ru.