ПЛАН ДИССЕРТАЦИИ
Введение ..............................................1-8
ГЛАВА 1. Развитие избирательной системы Монголии
§1. Формирование избирательной системы...........9-25
§2. Переход к подлинной демократической
избирательной системе.......................26-46
ГЛАВА 2. Основные понятия и элементы избирательной системы Монголии
§1. Понятие избирательной системы...............47-71
§2. Принципы избирательного
права Монголии..............................72-93
ГЛАВА 3, Современное состояние избирательной системы Монголии
§1. Выборы Великого Государственного
Хурала......................................94-109
§2. Выборы Президента Монголии.................110-124
Заключение................................................125-127
Библиография
128-146
1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Демократические преобразования, широко развернувшиеся в Монголии с 90-ых годов XX века, приобретают все более реальные черты, оказывают действенное влияние на демократизацию всего монгольского общества. Ныне в Монголии формируются совершенно новые отношения между государством и гражданами. В связи с возрастанием активного участия граждан в государственных делах все более настоятельно встаёт необходимость глубокого осознания сути и характера процесса демократизации избирательной системы Монголии, уяснения и определения оптимальных путей дальнейшего совершенствования этой системы, повышения её эффективности.
В этих условиях требуются теоретико-методологическое изучение развития избирательной системы, а также постоянный анализ практической отдачи мер, предпринимаемых руководством страны.
В силу вышеуказанных причин в последнее время среди лидеров политических партий, парламентариев и государственных должностных лиц Монголии наблюдается резкое повышение интереса к проблеме совершенствования избирательной системы. Эта проблема становится и объектом исследований монгольских ученых. Возрастает число соответствующих публикаций юристов, философов и политологов.
Что касается диссертанта, ему предоставилась возможность принимать непосредственное участие в разработке новой Конституции и почти всех законов и законодательных актов, касающихся государственного строительства, что безусловно способствовало выбору настоящей темы диссертации.
скотоводов-аратов. Формой государственного устройства, учитывая тогдашние реалии, была избрана ограниченная монархия. Эта система государственного устройства, просуществовавшая более 2-х лет, сильно ограничивала права монарха в государственных делах, по сути его права носили в основном символический характер. Однако следует отметить, что сегодня необходимо пересмотреть некоторые положения послереволюционной историографии, где чрезмерно отрицаются политические права ограниченного монарха-Богд хаана. Ограниченная монархия представляла собой своеобразный государственный институт, где Богд хаан имел определенные права на политическую деятельность, гарантированные юридическим *■- актом - "Клятвенным договором, заключенным между Народным правительством и Богд хааном"1 1 ноября 1921 года.
Началом формирования представительного органа власти можно считать создание Временного Государственного Хурала, Положение о котором было утверждено Народным правительством 20 сентября 1921 года2. В статьях 1-4 этого Положения устанавливался порядок избрания делегатов этого Хурала. В работе Временного Государственного Хурала по должности принимали участие министры, заместители министров и управляющие делами министерств, из 4-х аймаков и шабинского ведомства избирались по 6 человек, причём 5 из них должны были представлять аратов, а 1 -ноёнов (князей), от Центрального Комитета Монгольской Народной Партии - 1, от Союза молодёжи - 3, из учебного отдела ЦК - 1, от каждого воинского полка - по 1 человеку. Поскольку конкретно не указывался сам порядок избрания, то на практике не наблюдалось большой конкуренции.
1 См. БНМАУ-ын Ундсэн хууль туунд холбогдох актын эмхтгэл (1921-1940). 1 боть, УБ., 1972. 39 дэх тал (Сборник Конституций и некоторых конституционных актов МНР (1921-1940). Т. I, УБ.,
1972. С. 39).
2 См. Указ. соч. С. 33.
12
Первое заседание Временного Государственного Хурала открылось 26 октября 1921 года.
Важную роль в создании органов местного самоуправления сыграло Положение о местной администрации1, утверждённое народным правительством 22 марта 1923 года, согласно которому было осуществлено создание этих органов путем выборов.
Местные органы власти Монголии подразделялись по таким административным единицам, как: десятидворка, баг (волость), сомон, хошуун, аймак, при каждой из которых создавались хуралы, являвшиеся их представительными органами. Так, народные хуралы десяти юрт-десятидворок составлялись из делегатов от каждой юрты; в баговые хуралы направлялись по два делегата от каждой десятидворки; в сомонный хурал - делегаты от каждого бага; хошуунный хурал - по 4-10 делегатов от каждого сомона2. Согласно Положению, устанавливался порядок выборов глав административных единиц и делегатов соответствующих хуралов.
В стране установилась многостепенная избирательная система, когда делегатов вышестоящих хуралов избирали снизу. Этим Положением решались и такие вопросы, как: требования,
предъявляемые к выборам и избираемым лицам, принципы организации избирательных округов и т .д.
Так, в статье 3 Положения отмечалось, что необходимо избирать людей, которые хорошо знали бы бедствия и трудности народных масс, были честными, если возможно - грамотными, способными выполнять свои функции; в статье 4 указывалось: в случае, когда ноёоны и богатеи по знакомству и блату изберут подхалимов и блюдолизов, то как избравшие их, так и избранные
1 См. Там же. С. 65.
2 См. Ардын засгийн газраас 1921-1924 онд авсан хувьегалт арга хэмжээнууд. УБ., 1954. 40-60 дахь тал (Революционные меры, предпринятые Народным правительством в 1921-1924 годах. УБ.. 1954. С. 40-60).
- Київ+380960830922