Ви є тут

Промышленная архитектура Санкт-Петербурга XVIII - первой половины XX в. : Историко-культурные проблемы

Автор: 
Штиглиц Маргарита Сергеевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2002
Артикул:
273661
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
I. ВВЕДЕНИЕ. Проблематика, историография, теоретические основы «индустриальной археологии»............................................4
II. ГЛАВА ПЕРВАЯ. Особенности индустриального развития Санкт-Петербурга и их влияние на процесс формирования промышленной архитектуры......................................................... 23
1. Индентификация понятия «индустриальное наследие»..............24
2. Периодизация развития петербургской промышленности
на фоне индустриальной истории России..........................28
III. ГЛАВА ВТОРАЯ. Ранний период петербургской промышленной архитектуры. XVIII — начало XIX века....................................48
1. Доиндустриальный период. XVIII век............................49
2. Ранний индустриальный период. Начало промышленного переворота. Первая половина XIX века.................................64
IV. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Прогрессивные тенденции в промышленной архитектуре Петербурга—Петрограда—Ленинграда.........................119
• 1. Второй период индустриализации. Середина XIX —
начало XX века................................................120
2. Советская индустриализация. 1918—1930-е годы.................169
V. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Проблемы реновации наследия промышленного зодчества..........................................................185
1. Концепция культурного наследия в зарубежной градостроительной практике. Культурные и пользовательские ценности индустриальных объектов...........................................186
2. Методические основы оценки и определение форм использования памятников петербургского промышленного зодчества 226
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Общие выводы................................249
VII. ПРИМЕЧАНИЯ........................................... 258
VIII. БИБЛИОГРАФИЯ........................................ 271
1. Список литературы и архивных источников..............272
2. Список основных публикаций автора....................292
IX. ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................298
1. Список архитекторов и инженеров, авторов наиболее значительных промышленных сооружений.............................299
2. Список владельцев и руководителей предприятий........326
3. Список принятых сокращений....................!......333
4. Список памятников промышленной архитектуры...........334
сто промышленной функции, вырвать из него претензию на «европеизм» начало вырисовываться довольно рано»21. ..
В эти годы теоретически подготавливался важнейший план индустриализации страны — план ГОЭЛРО, согласно которому в Петрограде и его окрестностях предусматривалось строительство кольца энергетических сооружений. Государственный план электрификации, принятый в декабре 1920 года 8 Всероссийским съездом Советов, стал программой ее возрождения и создания новой материально-технической базы. Согласно этому грандиозному плану, предстояло восстановить промышленность на мощной энергетической основе, реконструировать фабрики и заводы, развивать железнодорожный и водный транспорт.
Планом предусматриваюсь сооружение пяти электростанций с использованием местных гидроресурсов — одной на реке Волхов, двух на Свири и двух тепловых электростанций, работающих на торфе. Были определены места строительства, продумано размещение подстанций и линий электропередач. Самой мощной гидроэлектростанцией тех лет стала Волховская ГЭС, построенная в 1918-1926 годах под руководством инженера Г. Графтио. Наряду с главной понижающей подстанцией Волховской ГЭС, предназначенной для преобразования полученной энергии, было построено несколько вторичных подстанций, передававших полученную энергию потребителю.
Индустриализация города была в этот период ограничена строительством энергетических сооружений, хлебозаводов и складов в Морском порту. Директивная линия в этой области еще не была четко определена, что в свою очередь, влияло на другие городские программы.
Разработки нового плана реконструкции Ленинграда начались после 1924 года. Наиболее значительный перелом произошел в 1929 году в связи с принятием 1-го пятилетнего плана, пересматривавшего рост промышленности на 136%. Хотя строительство велось в небольших масштабах, однако, эти единичные стройки должны были свидетельствовать о роли государства в создании новых социалистических условий жизни и производства. Новые
хлебозаводы, мясокомбинаты, фабрика «Красное Знамя», завод «Красный гвоздильщик» рекламировались не только в профессиональных журналах, но и в широкой прессе, публиковались в открытках. Лучшие из них были отмечены премиями.
Таким образом, большевистское правительство продолжило более чем двухвековую политику, направленную на всемерное укрепление промышленного значения города, но в отличие от предшествующего времени она должна была заменить высокий политический и культурный статус бывшей столицы.
С другой стороны, еще бывшее в те годы сильным местное руководство старалось сохранить и развить значение Ленинграда, как центра высокой технической культуры и передовых технологий.
«После периода «пролетарской бдительности» на всех «фронтах» советской культуры тиски начали разжиматься и Ленинград, хотя его научные центры были обезглаачены, а жизнеспособность подавлена, снова поднял голову, чтобы заявить о своей европейскости, руководители промышленности города заговорили о «высокой технической культуре Ленинграда», требуя, чтобы Ленинград и ленинградская промышленность стали в рамках 1-го пятилетнего плана, основным центром иммиграции значительного количества техников, инженеров и квалифицированных рабочих Запада.»22
Город занимал в этот период одно из первых мест в мире по общему количеству иностранных рабочих и специалистов. Петербург, превратившийся в Ленинград и потерявший свои столичные функции, приобретает значение города «трудовой славы». Одновременно с ростом населения здесь небывалыми темпами увеличивалась пролетарская прослойка. В 1931 году доля рабочих в числе ленинградцев достигла почти 57%. При этом в годы двух пятилеток пролетариат пополнялся в основном за счет городских жителей первого поколения. Это замедлило процесс самоидентификации новых граждан. Послереволюционный период положил начало процессу поглощения петербур-