Ви є тут

Избирательное законодательство республик Российской Федерации : На примере Республики Татарстан

Автор: 
Фомин Анатолий Алексеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273807
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................ 3
Глава 1. Становление и развитие избирательного законодательства республик Российской Федерации
1.1. Избирательное законодательство советских автономных республик............................................... 12
1.2. Развитие избирательного законодательства республик
Российской Федерации в постсоветский период..................... 25
Глава 2. Избирательное законодательство республик в системе избирательного законодательства Российской Федерации
2.1. Система и принципы избирательного законодательства Российской Федерации.................................... 42
2.2. Место избирательного законодательства республик в системе избирательного законодательства Российской Федерации ... 71 Глава 3. Организационно-правовые вопросы выборов в Республике Татарстан
3.1. Международные избирательные стандарты и избирательное
законодательство Республики Татарстан........................... 101
щ 3.2. Нормативно-правовое регулирование и практика выборов в
Республике Татарстан............................................ 131
Заключение......................................................... 155
Список использованной литературы................................... 160
Приложение ..................................................... 179
*
3
Введение
Актуальность темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов о месте и перспективах развития республиканского избирательного законодательства в Российской Федерации. До настоящего времени предметом исследования преимущественно выступает избирательное право Российской Федерации и федеральное законодательство. Изучение подсистемы избирательного законодательства субъектов Российской Федерации ограничивается констатацией того факта, что она состоит из конституций и уставов субъектов Федерации, законов субъектов Федерации, постановлений высших должностных лиц субъектов Федерации, постановлений законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, актов других органов исполнительной власти субъекгов Федерации
Таким образом, за рамками научных изысканий находятся вопросы становления и развития современного нормативного массива субъектов Российской Федерации в области избирательных правоотношений.
Вместе с тем правоприменительная и правоохранительная практика в Российской Федерации свидетельствует о наличии большого числа противоречий и споров по вопросу соответствия республиканского избирательного законодательства федеральному. Их разрешение является одним из факторов развития законодательства о выборах республик в составе Российской Федерации. Однако на совершенствование избирательного законодательства в Российской Федерации влияет не только федеральное избирательное законодательство, но и международные правовые акты, устанавливающие общие критерии свободны выборов в демократических государствах.
1 Пылки В.В. Избирательное и рсферендумное право Российской Федерации: учебник - СПб.: ЛГОУ им A.C. Пушкина, Орел . Изд-во "Вариант В", 2001. - С. 13.
Конституции ТАССР 1926 года, то Конституция Татарской АССР 1937 года выделила и объединила большую часть конституционных норм в отдельные главы: высшие органы государственной власти Татарской АССР (гл.З); местные органы государственной власти (гл.5); избирательная система (гл.9).
Как видно из анализа Конституции Татарской АССР 1937 года, вся власть в Татарской АССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся (ст.З Конституции ТАССР 1937 года), которые были преобразованы из Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, - составили политическую основу Татарской АССР.
Конституция Татарской АССР 1937 года в соответствии с Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года определила принципы новой избирательной системы - выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет Татарской АССР, районные, городские, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся - производятся избирателями на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст.ст.22, 50, 101), были ликвидированы неравенство в нормах представительства для городского и сельского населения и ограничения участия в выборах Советов по социальному признаку (глава 9). Также новым по Конституции Татарской АССР 1937 года было соотношение законов ТАССР с вышестоящими законами (СССР и РСФСР).
С принятием Конституции Татарской АССР 1978 года произошли некоторые изменения в содержании института избирательного права, избирательного законодательства.
К таким изменениям прежде всего следует отнести: преобразование Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов, составляющих политическую основу Татарской АССР (ст.2 Конституции ТАССР 1978 года); организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического
централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу и др. (ст.З); участие граждан Татарской АССР в управлении государственными и общественными делами, которое обеспечивается их возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы и т.п. (ст.42 Конституции ТАССР 1978 года).
Следует также отметить и то, что непосредственно институт избирательного права был в Конституции Татарской АССР 1978 года усовершенствован, в частности, появился новый большой раздел 4 «Советы народных депутатов Татарской АССР и порядок их избрания», который включал три главы: система и принципы деятельности Советов народных депутатов (глава 8); избирательная система (глава 9); народный депутат (глава 10).
Конституция Татарской АССР 1978 года несколько расширила полномочия автономной республики, что отразилось и на компетенции высшего органа государственной власти ТАССР - Верховного Совета, который избирал Президиум Верховного Совета Татарской АССР -постоянно действующий орган Верховного Совета ТАССР и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией Татарской АССР функции высшего органа государственной власти Татарской АССР в период между его сессиями (ст. 103). То, что Президиум в тог период действительно являлся самостоятельным органом государственной власти - доказывала практика, т.к. он обладал государственно-властными полномочиями. Также представляя собой одну из важнейших форм деятельности Верховного Совета, Президиум в то же время был как особый самостоятельный, хотя и подчиненный Верховному Совету, высший коллегиальный орган государственной власти, наделенный собственной компетенцией. Это подтверждается, в первую очередь, законодательно, например, согласно п.1 ст. 103 Конституции Татарской АССР 1978 года Президиум Верховного Совета Татарской АССР назначал