Оглавление
Введение_____________________________________________________________3
Глава 1. История формирования певческой культуры
старообрядцев Забайкалья____________________________________________23
1.1. История формирования этноконфессиональной группы старообрядцев Забайкалья___________________________________________ 23
1.2. Общая характеристика певческой культуры старообрядцев Забайкалья__________________ч______________________________________ 33
1.3. Этнорегиональные истоки жанрово-стилевых доминант
певческих традиций семейских Читинской области____________________ 41
1.4. Этнорегиональные истоки жанрово-стилевых доминант
певческих традиций семейских Бурятии_______________________________ 48
1.5. Связь певческих традиций старообрядцев Забайкалья с профессиональным церковным певческим искусством_____________________58
Глава 2. Структура певческих стилей старообрядцев Забайкалья_______ 81
2.1. * Структурные особенности певческого стиля семейских Бурятии (на материале Тарбагатайского района)_______________________________81
2.2. Структурные особенности певческого стиля семейских Читинской области (на материале Красночикойского района)___________102
2.3. Ладовая организация семейской песни___________________________119
2.4. Трансформация певческих традиций старообрядцев Забайкалья
в современных условиях_____________________________________________135
Заключение_________________________________________________________145
Список литературы__________________________________________________153
Список информаторов________________________________________________163
Дискография_______________________________________________________ 166
ВВЕДЕНИЕ
Семейскис - субэтническая группа русского народа, сложившаяся по принципу конфессионального единства - старообрядчества, проживает в Забайкалье с середины ХУШ века. В настоящее время старообрядцы Забайкалья - семейские - насчитывают примерно 100 тысяч человек. Основная их часть компактно проживает в ряде сел Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского, в отдельных селах Заиграевского, Хоринского, Нравнинского и других районов Республики Бурятия и Красночикойском районе Читинской области [Болонев, 1990, с. 7-10]. Небольшая часть семейских уже из Забайкалья переселилась в Приамурье и Приморье [Аргудяева, 2000].
Историко-музыковедческое изучение певческого искусства семейских Забайкалья, несомненно, имеет большое научное значение. По мнению ряда исследователей истории русской культуры, современная культура старообрядческих общин Сибири представляется как адекватная модель русской традиционной культуры позднего средневековья, значительно утраченной основными группами русского народа. В связи с этим, исследователь этнической и региональной истории старообрядцев Дальнего Востока Ю.В. Аргудяева пишет: “Степень сохранности разноплановых памятников и древнерусских традиций сегодня, можно выявить только в регионах, сохранивших культуру старообрядчества” [Аргудяева, 2000, с. 8]. Это положение применимо и к певческому искусству старообрядцев Забайкалья - семейских, внутри которого выделяется большое количество локальных и микролокальных традиций. Эти общности, наряду с разной исторической глубиной, обладают региональными чертами певческой культуры тех территорий, с которыми изначально были связаны локальные группы старообрядцев, вошедшие в состав семейских Забайкалья.
з
первыми поселенцами староверов, приведенные из польских пределов в Забайкалье должны были быть выходцы с Ветки, а их певческая культура обладала общностью с культурой староверческого населения, сформировавшегося на территории Могилевской губернии.
Согласно архивным документам, в январе-феврале 1757 г. первые староверы были поселены по Никою и Иро, притокам Селенги [Болонев, 1985, с. 30].
На Никое переселенцами первой волны были основаны поселения Урлук, Кочон (Архангельское) [Власова, 1975, с. 22].
По сведениям “Комиссии для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области”, в 60-х годах ХУШ в. часть переселенцев первой волны с Никоя перешла на территорию Бурятии и осели в селениях: Большой Куналей, Куйтун, Надеино (современный Тарбагатайский район Бурятии - В.Н.), основанных небольшим числом православных русских и крещенных бурят [Комиссия для исследования..., вып. 6. СПб, 1898, с. 17-19]. Этот же источник местом поселения первых староверов Забайкалья кроме Никоя, указывает и Джиду.
По сведениям А.К. Кремнева, в 1767 г. в бассейн р. Хилка с Джиды (переселенцы первой выгонки - В.Н.) переселились 1344 чел. семейских (Кремнев, 1950, с. 61). Позднее, в 1798-1801 гг. часть этой группы переселилась на р. Бичуру, где было несколько домов русских поселенцев.
Первый вывод. С приходом в Забайкалье в середине ХУШ в. первых выходцев из Польши, предположительно с Ветки, в селах Урлук и Архангельской на Никое, образовалось население, отличавшееся сложной по составу культурой: а) севернорусской (архангельцы); б) центральной южнорусской, новгородской, испытавших на себе влияние белорусской культуры (ветковцы).
Часть выходцев с Ветки с чертами культуры, сложившейся в этом \ '
районе Белоруссии расселилась на территории Бурятии в селах Большой
Куналей, Куйтун, Надеино (села современного Тарбагайского района РБ) и Бичуре (РБ).
2. В Центральном государственном архиве древних актов (Москва) в фондах Верхотурской воеводской канцелярии, д.и.н. H.A. Миненко и Ф.Ф. Болоневым найдены документы, проливающие свет на историю переселения в 1764 году в Сибирь второй группы староверов, захваченных полками генерал-майора Маслова в районах рек Сожи, Днепра, Буга, Днестра и городов Гомеля, Бердичева, Горохова, Винниц, Межибежа, Ветки.
В Тобольске из годных к службе были сформированы два полка со штаб-квартирами — Томский (в Усть-Каменогорской крепости) и Селенгинский (в Селенгииске, за Байкалом) (всего 3955 человек с их семействами). Оставшиеся, вместе с семьями были поселены в разных местах барабинской степи, на Алтае по притокам Иртыша (Убе, Ульбе, Глубокой) и за Байкалом - в Селенгинской Даурии, по притокам реки Селенги: Хилку, Чикою, Уде, Куйтуну.
На поселение в Селенгинское ведомство было отправлено 2949 человек [Покровский, 1975, с. 111-112. Цит.: Болонев, 1985, с. 31].
На Южном Алтае их стали называть “поляками”, в Среднем Прииртышье - “кержаками”. В Омской области и на пограничных с ней территориях современного Казахстана на них указывают как на представителей казачьего сословия [Бережнова, 2001, с. 103]. В Забайкалье первоначально их также называли “поляками” [Болонев, 1985, с. 30; 1990, с. 7]. Но уже в 20-х годах XIX в. в литературных источниках появляется название “семейные” [Болонев, 1985, с. 30-31].
Итак, по месту исхода эта группа связана с двумя разными территориями. 1. Территория Белоруссии (район р. Сож - притока Днепра, г. Гомель, Межибеж, Ветка). 2. Районы р. Днестра, Буга, г. Бердичева, Горохова, Винниц - юго-западные территории Украины.
28
- Київ+380960830922